«Из тех, кто мог видеть смерть Александра Грибоедова, не выжил никто. Защищая русскую миссию, пал весь казачий конвой – 37 человек. Растерзанных, зарубленных, раздавленных толпой, их побросали в ров – руки, ноги, обезглавленные тела.
Казаки – святое воинство! Сколько веков они, не задумываясь, просто, без оглядки, отдавали свои жизни – за Отечество, за други своя (Ин. 15, 13), ради Бога. Живым щитом, истекающим кровью, стояло на Кавказе гребенское войско, и в Смутное время было избито почти все. Весь девятнадцатый век шли под пули горцев, усмиряя газават, верные государю терцы. Так было и после новой Смуты – 1917 года, пока не истребили верное Богу казачество. Качается теперь густая трава, обнимая покосившиеся кресты на заброшенных казачьих могилах в бывших станицах Кавказа. Но память живет, и будет жить, пока есть, кому помнить.
Помним и мы, как пролилась в Тегеране христианская кровь, но не потушила жуткого пожара – еще три дня горел демоническим огнем обезумевший город, и три дня таскала по улицам тело Александра Грибоедова не насытившаяся убийствами толпа.
Не властные над душой, бесновались, кричали, терзали мертвую плоть. Наконец, будто устав, сбросили в ров, где уже ждал русского посланника его верный конвой: так, должно быть, и отбыл он на небо – воин Христов в окружении своей дружины…
... Когда беспорядки в Тегеране, наконец, утихли, власть, словно очнувшись, взялась действовать. Пытались «замять». Послали в Петербург дары, в их числе огромный алмаз, но самое главное, дали забрать обезображенное тело Александра Сергеевича – его опознали по отстреленному мизинцу.
А святые останки казаков так и остались лежать во рву – пока их, рискуя жизнью, не вынесли оттуда тегеранские армяне.
Неподалеку строилась первая в городе армянская церковь (может, и Якуб Маркарянц, с его огромными возможностями, тайно приложил к этому руку – да и сами персы, проиграв войну, пытались выглядеть терпимей к иноверцам).
Рабочие и священник (история сохранила только его фамилию – Давудян), жившие при строительстве, ответили русским на подвиг подвигом: руки, ноги, казачьи тела с распоротыми животами глухой ночью были собраны ими и погребены во дворе строящейся церкви святого Татевоса. Вокруг высились кучи выкопанной земли, лежали кирпичи, но чтобы и вовсе отвести подозрения, над свежей могилой высадили лозу, – персы искали пропавшие останки, но ничего не нашли».

Анастасия Рахлина. Александр Грибоедов. Жизнь, подвиг, смерть
https://pravoslavie.ru/99593.html

30 января (11 февраля н. ст.) 1829 года разъяренная толпа тегеранской черни, возглавляемая людьми Аллаяр-хана, разгромила Российскую миссию, а ее глава А.С. Грибоедов принял мученическую смерть. Во время нападения конвой Миссии, состоящий из 35 казаков, до последнего дыхания защищал российского посла; казаки были все до одного растерзаны толпой тюркских фанатиков, но с честью выполнили свой последний воинский долг. Из всего состава посольства спасся только один человек - секретарь миссии Мальцев, который сумел скрыться во время расправы. Шах был предупрежден о готовящемся нападении тюркской толпы на посольство, но должных мер для охраны российского посланника предпринято не было.
Божьим промыслом в состав Миссии Грибоедова не был включен посольский священник, иначе он разделил бы мученическую кончину всех, кто составлял российское посольство в Персии в 1828-1829 годах.
После трагической кончины в Тегеране, останки великого русского поэта были перевезены в Грузию и преданы земле его женой Нино Чавчавадзе в Пантеоне на горе Мтацминда в Тифлисе (Тбилиси). На надгробии Грибоедова его супругой, дочерью грузинского поэта Александра Чавчавадзе, ставшей вдовой в восемнадцать лет, выбита надпись на русском языке: "Дела твои бессмертны, но почему пережила тебя любовь моя!"

Останки 35-и доблестных казаков.
Но что же стало с останками 35 доблестных казаков, разделивших участь российского посла? В предании Армянской Апостольской Церкви в Иране сохранился ответ и на этот вопрос. Недалеко от резиденции Российской миссии "Баг-е Элчи" во время этих кровавых событий в Тегеране строилась армянская церковь Святого Апостола Татевоса (Фадей). При возводимом храме жили армянские рабочие и наблюдавший за строительством священник Давидян. После разгрома российского посольства останки казаков сбросили в крепостной ров. Армяне не могли оставаться безучастными к дальнейшей судьбе своих братьев-христиан, тем более - погибших при защите их соотечественников. Под покровом темноты священник послал рабочих за крепостную стену собирать останки единоверцев. Глубокой ночью во дворе церкви собрали большую кучу из рук, ног и четвертованных, обезглавленных тел с распоротыми животами. Во дворе церкви была вырыта братская могила, в которой были захоронены останки русских казаков. Поскольку еще шли строительные работы, это легко было скрыть. Рабочие трудились всю ночь и только к утру завершили свой скорбный труд. Оставшуюся от могилы землю ночами тайно выносили и выбрасывали подальше от церкви.
Исчезновение трупов казаков не осталось незамеченным. Их стали рьяно искать. Чтобы лучше замаскировать захоронение со свежевскопанной землей, над братской могилой посадили виноградную лозу. Так доблестные защитники российского посланника нашли свое последнее пристанище на освященной церковной земле. Строительство армянской церкви Святого Татевоса было закончено лишь в 1831 году.
Ныне это самая старая из всех тегеранских церквей. На ее территории захоронены христиане, умершие в Тегеране в XIX веке: сын Вальтера Скотта; грузинский царевич Александр, сын последнего грузинского царя Ираклия II, который был против присоединения Грузии к России, - он бежал в Персию и воевал против России; там же похоронена и его дочь; есть могилы с русскими и английскими эпитафиями.
Посреди вымощенного камнем церковного двора оставлен небольшой квадратный участок земли, на котором растет толстая и очень старая виноградная лоза. Именно здесь и покоится прах русских казаков, погибших при разгроме Русской миссии в 1829 году.
Сологян Георгий Сергеевич
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=71594