[align=left][align=left]Страницы 142 -144 По окончаніи 3-й каѳизьмы и пѣнія: „Хвалите имя Господне11, Архипастырь и пастыри на срединѣ храма пропѣли величанія Св. Николаю Мѵрликійскому, во имя котораго и устроенъ храмъ. И пѣли акаѳистъ Святому. Причемъ, самъ Владыка вычитывалъ два первые икоса и кондака, а остальные—протоіереи и старшіе—іереи по одному; послѣдній же икосъ и кондакъ, а равно и повторный первый икосъ читалъ самъ Владыка. Благоговѣйное чтеніе Владыкою акафиста въ тонъ пѣвцамъ, тщательное соблюденіе логическихъ удареній, отсутствіе тѣни торопливости, а равно и самое содержаніе акафиста Святителю, носящее изящныя формы художественнаго славянскаго слова, и духъ „помазанія11—самаго творца акафиста, производило разительное дѣйствіе на сердце молящагося. Вѣдь извѣстно, что когда читаешь самъ, то часть сосредоточенности мысли затрачивается на самый процессъ чтенія; но иное получается, когда намъ читаетъ прекрасно другой. Здѣсь весь отдаешься тому, что воспринимаетъ слухъ. Такъ и въ данномъ случаѣ, при чтеніи Владыкой акафиста, слова, какъ громъ, падали на сердце, заставляя его то трепетать отъ сознанія своей ничтожности предъ, величіемъ Творца и Его достойныхъ слугъ—друзей, просіявшихъ праведною жизнію, то побуждая радоваться отъ вѣры въ безконечное милосердіе Божіе, при ходатайствѣ святыхъ; ибо Онъ «хочетъ, чтобы всѣ люди спаслись*... (I Тим. 2, 4). А Евангельская притча о добромъ пастырѣ, глашающемъ своихъ овецъ по имени, какъ нельзя лучше увѣряла трепетную душу молящихся въ томъ. что. при изволеніи Божіемъ и усердіи о спасеніи своемъ самого человѣка, она <пажиіпь обрящетъ» (Іоан. 10, 9). Преосвященный Владыка самъ лично помазывалъ освященнымъ елеемъ всѣхъ молящихся—до конца утрени. Предъ пѣніемъ „Благочестивѣйшаго1', Владыка изволилъ обратиться къ молящимся съ отеческимъ словомъ назиданія. „Возлюбленные братіе, сестры и чада о Господѣ! Устройствомъ, сего благолѣпнаго храма вы показали свою любовь ко Господу,—свое желаніе „восхитить Царство Небесное11. Но, бр., не убаюкивайте себя мыслію, что дла спасенія довольно одной, хотя-бы и не малой, добродѣтели.
Царство небесное берется силою и его восхищаютъ только употребляющіе усиліе (Мѳ. 11, 12). Путь ко спасенію дологъ. Онъ простирается до самой гробовой доски. Нужно всѣмъ переходить отъ добродѣтели къ добродѣтели, отъ совершенства къ совершенству,—приближаясь къ Тому Единому совершенству, Которое именуется Богъ (Мѳ. 5, 48). При нашемъ желаніи спасенія, Милосердый Господь укрѣпитъ и вѣру нашу и пособитъ намъ въ добродѣланіи; „ибо безъ Него мы не можемъ дѣлать ничего11 (Тоан. 15, 5), укажетъ намъ и путь ко спасенію. Кругомъ насъ, напримѣръ, столько горя, несчастій, слезъ/ И какое, значить, возлюбленные бр. и сестры о Господѣ, множество случаевъ, представляетъ намъ Милосердый Господь, дабы мы могли оказать милость ближнимъ нашимъ и чрезъ это сами спаслись. (Мѳ. 5, 7). Вотъ, напр., около насъ больной человѣкъ, нашъ сосѣдь.Долгъ нашъ посѣтить его,помочь ему и хотя добрымъ совѣтомъ, словомъ облегчить его страданія. Такъ-бы должно быть! Но такъ-ли на самомъ дѣлѣ бываеть? „Богъ съ нимъ“—чаще безсердечно говоримъ мы! Или вотъ: предъ нами несчастныя сироты, оставшіяся послѣ смерти своихъ родителей безъ опоры, безъ пріюта, безъ крова! Некому за ними присмотрѣть, некому ихъ приласкать или похлопотать объ устроеніи ихъ жизни. Кажется ничья, а наша обязаннос-ть приласкать ихъ и вывести въ люди. А такъ-ли мы поступаемъ? Вмѣсто помощи изъ устъ нашихъ исходитъ въ отношеніи къ нимъ совершенно безучастное, холодное слово: „Богъ съ ними“! Или еще: встрѣчаемъ мы нищаго, убогаго, питающагося именемъ Христовымъ. Видимъ его крайне бѣдственное положеніе, видимъ протянутую къ намъ за помощію его руку. И защемитъ, иногда, сердце наше и содрогнется оно при видѣ страдальца, потянетъ его (сердце) къ добру, но и тутъ мы нерѣдко пересиливаемъ благіе порывы сердца своего и, обративъ взоръ свой въ иную отъ нищаго сторону, говоримъ ему: „Богъ—дастъ!“ А мало ли бываетъ несчастій отъ пожаровъ, отъ неурожая, отъ землетрясеній или иного чего, когда необходима со стороны нашей скорая, посильная помощь; но мы не помогаемъ, а чаще говоримъ: „братъ мой, иди отъ меня съ миромъ, питайся и грѣйся въ иномъ мѣстѣ, какъ знаешь, у меня своя семья и для нее только припасено, а тебѣ „Богъ дастъ"! (Срав. Іак. 2, 16). Такъ всегда ко Господу и отсылаемъ мы всѣхъ. Богъ дѣйствительно Самъ подаетъ всѣмъ все и, конечно, пропитаетъ бѣдныхъ и всякую слезу отретъ, но мы то, братіе, отказывая ближнему въ милосердіи и отсылая его къ Богу, вѣру, свою въ Бога показываемъ больше словомъ, а не дѣломъ милосердія, какъ бы слѣдовало. Милосердный Господь посылаетъ намъ возможность творить милость, а мы, грѣшные, уклоняемся отъ дѣлъ милосердія!
Нужно сознаться, братіе, что доселѣ мы жили не такъ, какъ Богъ велитъ, любимъ мы больше себя самихъ, а до ближнихъ нашихъ намъ часто нѣтъ никакого дѣла. Такое поведеніе наше противно слову Божію. Возлюбити ближняго своего яко самъ себе’ (Лук. 10, 27), заповѣдуетъ намъ Господь. Только милостивымъ обѣщаетъ Онъ помилованіе на судѣ Своемъ (Мѳ. 5, 7). Не любяй брата пребываетъ въ смерти; всякъ ненавидяй брата человѣкоубійца есть, говоритъ Апостолъ (1 Іоан. 3.14—15). Неужели, братіе, еще нужны намъ громы небесные, чтобы перекреститься, какъ говоритъ присловіе?И ни мы, не понимаемъ, не сознаемъ, что несчастіе, которое испытываетъ нашъ брать, сію минуту, чрезъ мгновеніе, по волѣ Правосуднаго .Бога, можетъ обрушиться и на насъ! Милосердный ['осподъ звалъ насъ къ Себѣ раньше ласкою, посылалъ намъ довольство во всемъ, даровалъ честь и славу. А мы при счастіи и покоѣ, осуетились, забылись и ожесточились! Теперь же Господь посылаетъ праведный гнѣвъ Свой на насъ, наказываетъ насъ, но наказываетъ для нашего вразумленія и привлеченія къ Себѣ. Примѣры: пока страна наша была крѣпка вѣрою, преданностію Православію и Самодержавію, сильна она была; къ ней прислушивались, ея трепетали, не видѣла она бѣдъ и горя, а когда поколебались у насъ устои Православія и Самодержавія, то и постигло насъ такое лихолѣтіе, какого -не видѣли отцы и дѣды наши. Или, не читали ли вы, братіе, какъ за границей, на островѣ Сициліи отъ землетресенія въ одинъ мигъ разрушилось нѣсколько городовъ. Отъ большихъ зданій остались лишь камни и мусорь. Погибло до 200 тысячъ человѣкъ. Осталось до 100 тысячъ калѣкъ. Всякаго добра погибло члолѣе чѣмъ на два милліарда. Почему все это произошло? Передаютъ, занѣсколько часовъ до землетрясенія, по улицамъ г. Мессины шелъ крестный ходъ; вѣрующіе католики молились, а толпа безшабашныхъ молодыхъ людей, выбѣжавъ изъ увеселительныхъ домовъ, опрокинула изображеніе Господа Іисуса и начала глумиться надъ Именемъ Христовымъ и нагло кощунствовать надъ всѣмъ тѣмъ, что вѣрующими почитается за святыню. Безумцы сами призывали землетрясеніе, со всѣми его послѣдствіями; если Іисусъ Христосъ есть Богъ, кощунственно кричали они, пускай поразитъ онъ насъ трясеніемъ земли! Доказательство Божества Христова не умедлило явиться: часовъ черезъ 6 изъ цвѣтущей страны сдѣлалась пустыня, полная плача, стенанія и слезъ. Такъ Господь караетъ хульниковъ! Богъ поруганъ не бываетъ! Страшно, братіе, впасть въ карающія руки Бога живаго! Да послужить Сицилійское несчастіе намъ, братіе. урокомъ. Не станемъ думать, братіе, что мы угоднѣе Богу, чѣмъ Сицилійцы; нѣтъ, и мы окаянные грѣшники, давно достойные кары небесной, но Господь еще ждетъ нашего обращенія и исправленія. Вотъ, бр. и с., Господь помогъ вамъ въ трудные годы построить домъ Божій. Ходите-же сюда съ горькою своею слезой и крѣпкимъ упованіемъ на Бога. Молитесь здѣсь какъ любили молиться ваши отцы—и Св. Угодники Божіи. И Милосердый Господь даруетъ Вамъ по желанію сердца вашего. Передавайте любовь вашу ко Св. Храму и дѣламъ вѣры и благочестія дѣтямъ вашимъ, потомкамъ вашимъ. Не ожесточайте только, [/align][/align]
Отредактировано Ильич (2025-01-21 10:12:54)








