Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » 200 лет г. Грозному


200 лет г. Грозному

Сообщений 31 страница 56 из 56

31

Определение Святейшего Синода.
Согласно ходатайству Преосвященного Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского, Святейший Синод указом от 26 февраля 1902 г. за № 1559 определил открыть при молитвенном доме на нефтяных промыслах Грозненского района самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, с отнесением содержания последних на средства нефтепромышленных обществ в следующем размере: на содержание священника 125 руб., псаломщика 25 руб. и клира с регентом 35 руб. в месяц.

ВЕВ 1902 № 6 с. 36

Отредактировано львович (2022-05-30 07:36:48)

0

32

Молитвенный дом Грозненских нефтяных промыслов (отделен от Ермоловской станицы, туда послан для устроения прихода во второй половине 1911 г. свящ. Влад. Хрипунов, туда назначен и псаломщик), 3600 душ, причт - нет, земля - нет, жалование - 1500 р.; братских кружек - нет, кв. имеются.
Источник: ВЕВ 1912 № 13 Приложение. Список церквей и приходов Владикавказской епархии за 1911 г. по благочинническим округам.

Отредактировано львович (2022-05-30 07:47:26)

0

33

Перемещается священник Владимир Хрипунов, состоящий на псаломщической вакансии в ст. Павлодольской, для пользы службы, к соборной г. Грозного церкви сверхштатным священником, с откомандированием на Грозненские нефтяные Промыслы, 28 августа.
ВЕВ 1911 № 18 с. 615

0

34

Для удовлетворения религиозных потребностей имеются молитвенные дома на промысле о—ва Московского, Стандарт и больнице, в остальных же 4 местах, не считая о—ва Максимовского, где есть отдельная комната при складе, богослужения совершаются (2) в школе, (1) в электрической станции и (1) плотнической мастерской, согласно заранее составленному расписанию, а для говения в пост священник ездит почти по всем промыслам (12 пунктов).
В 1902 году здесь был открыт самостоятельный причт с определенным содержанием  от совета съезда Терских нефтепромышленников (высшее административное учреждение промысл.). Построен был дом для причта, давалось отопление, на разъезды и проч., но потом в силу сложившихся обстоятельств штат был в 1904 году закрыт (за это время на промыслах было два священника), свящ. дом отдан под квартиры учителей, а приход приписан к ст. Ермоловской.
Священник приезжал из станицы утром, в праздник, совершал литургию, или часы, отправлял требы и уезжал восвояси.

На Кузьминском участке имеются баптисты. Сектанты имеют молитвенные собрания и живут на уч. Неклепаева, Кузьмина, Стандарт, Максимова, Ахвердова и др.

Развлечения на промыслах состоят из представления заезжих балаганных актеров и своих любителей (домашние спектакли) и синематографа. Не смотря на то, что все это очень плохо обставлено и стоит ниже всякой критики, однако помещения, где бывают представления, всегда переполнены публикой, которая зачастую приходит за 3—5
верст, ночью и вдобавок по грязи.

Есть слух, что совет съезда думает выстроить храм на промыслах, который и будет объединяющим звеном для православных, местом для богослужений, проповедей и бесед. Только дай Бог, чтобы эго было скорей!

Итак, нужно пожелать, чтобы нефтепромышленники довели свои благие предприятия до конца, а к этому остается только прибавить храм и библиотеку-читальню. Будем же ждать и надеяться!

Источник: Свящ. В. Хрипунов. Грозненские нефтяные промыслы. ВЕВ 1911 № 24 с. 843-848

0

35

Первое общество трезвости на Кавказе было создано священником грозненского Космо-Дамиановского собора Николаем Шумовским при Михайло-Архангельской церкви во имя Св. Иоанна Златоуста 13 ноября 1894 года!  Главной задачей общества должна быть трезвая жизнь во всем.
Источник: ВЕВ 1895 № 7 с. 112-115

Отредактировано львович (2022-06-30 15:07:49)

0

36

Грозненским купцом Виссарионом Петровичем Чернявским пожертвовано на расширение Космо-Дамиановского собора гор. Грозного 20 тыс. шт. жженого кирпича и для Михаило-Архангельской церкви и того же собора на два священнических облачения и на два диаконских стихаря чистой серебряной высшего сорта парчи, стоящей 900 рублей.
ВЕВ 1908 №6 с. 107-108

Отредактировано львович (2022-10-10 14:58:27)

0

37

10 июня 1908 город справлял торжество 90-летней годовщины своего основания генералом А. П. Ермоловым. По звону в соборе и других церквах, в половине 10 ч., крестные ходы собрались в собор и отсюда общий крестный ход—духовенство всего города и народ—
прошли по Дундуковской и Ермоловской улицам к бюсту Ермолова.
ВЕВ 1908 № 24 с. 456

0

38

Из устава Грозненского церковно-приходского Совета:
Три приходских учреждения: "Церковно-приходской Совет", открытый в 1907 г., "Общество ревнителей православия", открытое в 1903 г. и "Общество трезвости", открытое в 1894 году - объединяются в одно учреждение, носящее название "Грозненский церковно-приходской Совет", по самому своему наименованию отвечающий не одной какой-л. специальной цели, а более широкой и разносторонней: в деятельности благотворительной выразится идея и характер Совета, в деятельности просветительной - «Общество ревнителей православия» и в деятельности нравственно-воспитательной -«Общество трезвости».
Устав был утвержден епископом Владикавказским и Моздокским  Агапитом по резолюции от 14 марта 1908 г. № 24.
Подтверждается, что общество трезвости было создано впервые на Северном Кавказе  в Грозном в 1894 г.
ВЕВ 1909 №9 с.287-295.

0

39

Грозненская община во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской//Изъ донесения ректора Ардонской духовной Семинарии, архим. Пимена Его Высокопреосвященству.
ВЕВ 1912 № 8 с. 242

Во время своей миссионерской поездки в г. Грозный я осмотрел и тамошнюю женскую общину во имя св. Анны Кашинской. Всего насельниц я нашел 23. Во главе их стоит рясофорная послушница сестра Евдокия. Город отрезал обители 3 десятины земли очень удобной для обработки и расположенной близь места, где предполагается строить станцию железной дороги Грозный 2-й. Община имеет очень практичный храм, в котором я видел сосуды, пожертвованные Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Федоровной. Насельницы размещаются в двух каменных одноэтажных корпусах, совершенно еще новых.

Сестры указанной Аннинской общины производят хорошее впечатление своею жизнерадостностью и миролюбием. Они не жалуются на свое тяжелое положение на скудость пустынную, хотя, по-видимому, еще многого самого необходимого у них нет в достаточной мере. Пока нет у них священника. Владикавказский Троицкий монастырь дал им одного иеромонаха,  а потом в течение марта месяца отправлял для них богослужение священник слободки Константиногорской. Обитель привыкают посещать горожане и жители соседней городской слободки, община дает священнику квартиру и 25 р. ежемесячно.

Грозненский Городской Голова Павел Григорьевич Котров письмом, от 2 апреля с.г. за № 1428, между прочим, сообщил Его Высокопреосвященству следующее: «По получении Вашего досточтимого письма от 23 февраля с.г. за № 742, мною внесен в очередное заседание Думы на 16 марта с.г. с благоприятным заключением Городской Управы,
вопрос об отводе в ведение женской общины в г. Грозном участка городской земли в количестве трех десятин, с выдачею на это удостоверения; ввиду же несостоявшихся подряд двух заседаний Думы, настоящий вопрос по 89 ст. Городского полож. представлен господину Начальнику Терской области на утверждение с благоприятным заключением Управы и по утверждении будет выдано надлежащее удостоверение».

0

40

Согласно Приложению к Владикавказским епархиальным ведомостям , 1912 г., № 13  «Список церквей и приходов  Владикавказской  епархии за 1911 г. по благочинническим округам» значатся:
Грозненская Всех-Святская кладбищенская церковь со священником на вакансии диакона;
Молитвенный дом  Грозненских нефтяных промыслов (отделен от ст. Ермоловской, туда послан для устроения прихода во второй половине 1911 г. свящ. Владимир Хрипунов, туда назначен и псаломщик).

Отредактировано львович (2022-11-26 14:00:23)

0

41

О храме станицы Грозненской.

Храм ст. Грозненской по своему объему, по внешнему и внутреннему виду считается лучшим из всех церквей гор. Грозного, о чем и говорил Высокопреосвященный Питирим  в своей приветственной речи.

О вместительности и приходе храма.

В храме есть хоры (числом четыре), где мог бы помещаться народ, но эти хоры даже на Пасху пустуют, что и говорит за вместительность его. В этом храме  поместились бы и железнодорожные служащие,  и служащие котельного завода, а также служащие мукомольной мельницы и просорушки. Но дело в том, что железнодорожные служащие составляют приход собора гор. Грозного, имеют на вокзале приспособленное помещение для богослужения, которое отправляет соборный причт; котельный завод находится в районе города и служащие этого завода отправляют свои требы в ближайших церквах; служащие мукомольной мельницы и просорушки вместе  с хозяевами - магометане. Промыслы, … находятся в 12 верстах от ст. Грозненской и имеют свой приход. Таким образом,  приход ст. Грозненской составляют коренные жители на 400 дворов и служащие двух заводов нефтеперегонных .

О постройке дома для диакона-псаломщика.

… а между тем средств нет для постройки дома для диакона-псаломщика, который они постановили приговором (лет 5 или 6 тому назад) выстроить.

Источник:  Причт ст. Грозненской. По поводу статьи «Необходимость второго прихода» (помещенной в № 6 от 15 марта  1914 г. на страницах Владикавказских Епархиальных Ведомостей)// Владикавказские епархиальные ведомости 1914 № 10 с. 197-198.

0

42

Священник Богуславский (Богусловский) Константин перемещен к Грозненской женской общине 7 мая 1915
ВЕВ 1915 №10.

Бывший помощник начальника  Петровского исправительного арестантского отделения рукоположен в свящ. еп. Гедеоном к молитвенному дому поселка Преображенского Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области 1 апр. 1906, переведен к ц. при станции Петровск-Кавказский 29 нояб. 1907, отчислен за штат 22 нояб. 1910, назначен согласно прошению заштатный свящ. на место псал. к Константино-Еленинской ц. Владикавказа 2 дек. 1910, переведен к ц. ст. Зольской на вакансию диак. 14 марта 1911, назначен настоятелем ц. ст. Фельдмаршальской 1913, уволен за штат согласно прошению 15 янв. 1915, определен свящ. в сел. Колюбакинское 31 марта 1915.
Источник: Владикавказские епархиальные ведомости.

0

43

14-го мая 1884 г. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) посетил церкви станиц Горячеводской, Джалкинской, Умахан-Юртовской, Петропавловской и города Грозного, в котором и ночевал.
В город Грозный Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) прибыл около 6 часов вечера 14 мая 1884 г.
Когда, после встречи представителями местного управления, он проходил от ворот соборной ограды в самую церковь*), при чем по обеим сторонам дороги стояли густые массы народа, из среды народа выступила навстречу ему группа евреев, один из коих приветствовал его, от лица своих единоплеменников, с прибытием и высказал благодарность за поучения в защиту евреев, сказанные по поводу бывших еврейских погромов Преосвященным и Грозненским священником, а в заключение речи просил о продолжении на будущее время благосклонного отношения к евреям. В ответ на эту речь Преосвященный, поблагодарив за приветствие, сказал, что русский народ добр, а если раздражается и в состоянии раздражения доходит до жестоких действий, то к этому побуждается нехорошими делами тех лиц, которые раздражают его, что если евреи будут жить честно, то русские их не тронут.
Источник: Обозрение Преосвященнейшим Германом, Епископом Кавказским, церквей Терской области и частью Ставропольской губернии и Кубанской области, в апреле и мае 1884 г. // КЕВ 1884 № 16  с. 594 — 613
*) Соборная церковь в городе Грозном (постр. в 1851 г.) во имя Косьмы и Дамиана была приходской и для грозненских казаков до тех пор пока не была возведена станичная церковь во им Св. Николая в 1902 г.

Отредактировано львович (2023-06-23 05:57:08)

0

44

Староверческая церковь располагалась в правобережной части Грозного, на Тушиновке, где проживали староверы. Небольшая деревянная церковь староверов была разорена еще при царе. Поэтому староверы ездили к своим единоверцам в Ермоловскую станицу - важный центр раскола в Терской области.
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t212456.jpg
Источник: старообрядческий журнал "Церковь" 1914 № 5 с. 125

+1

45

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t602341.jpg

0

46

Фрагменты из статьи псевдонима П.Б. «Воспоминания о графе Н. И. Евдокимове. Г. Грозный, 20 августа» // Терские ведомости 1873 № 43 (22 окт.)

… В 1859 году граф заболел и, вероятнее, в видах утешения Шамиля, на днях перед тем потерявшего Ведень, кто-то из его же приближенных донес ему, что учкез (трехглазый) граф Евдокимов умер. Шамиль, окруженный в это время своим народом, сказал: "он был наш враг – но достоин сожаления; Царь, услыша эту весть, опечалится, а сердар заплачет».

На днях, нам случилось быть в одном из больших аулов Малой Чечни, где войдя в кружок стариков, стоявших праздно у мечети, после обычного приветствия, мы услышали следующие вопросы: «А правда ли, что Евдокимов умер? – Правда. – А где его схоронили? – В Пятигорске. – А почему не в Грозном? – В Пятигорске дом его, жена его, а может быть он сам пожелал там быть похороненным. – После наших ответов, один более других пожилой старик, опершись на палку и качая головой, начал такую речь: « Я помню Вельяминова, Граббе, Фрейтага, Нестерова, Козловского, князя Барятинского, барона Врангеля, Слепцова, Евдокимова. Из них, при Вельяминове, я потерял два сына и сам был ранен; при Граббе – убит мой брат; при Фрейтаге – убит племянник и ранен сын; при князе Барятинском – сам ранен, два сына и убит племянник; при Врангеле – брат убит, племянник и внук ранены; при Слепцове – сам ранен, брат убит и племянник взят в плен; при Евдокимове же я никого не потерял, так как граф Евдокимов на покорение края, влиял не столько оружием, сколько киркою и топором; умри Евдокимов прежде, а не теперь, тогда, быть может, борьба с горцами не кончилась бы и по настоящий день. Вот почему вам русским, из чувства благодарности к такому человеку, надо стараться почтить его заслуги возведением памятника в г. Грозном, откуда он умел ускорить покорение края и тем принес огромную пользу своему отечеству. В этом случае, даже мы, израненные в войне с русскими, из одной памяти к такому генералу, охотно готовы участвовать своим приношением на сооружением ему памятника».

Песни народные, или военно-казачьи, хотя и безыскусственные, но лучше всего выражают память благодарного люда к этому богатырю-человеку. Четыре такие песни помещаем здесь…

0

47

"В нашем городе две православные церкви: одна во имя Козьмы и Дамиана, а другая во имя Михаила Архангела. Первая празднует свой престол 1 ноября и в этот день справляет свои именины Грозненская станица, так как эта церковь считается станичной; вторая – 8 ноября. Так как последняя церковь признается городской, то день 8 ноября считается днем именин города. Из года в год именины станицы и города справлялись самым усердным образом…
Источник: Из гор. Грозного // Терские ведомости 1883 № 48 (26 нояб.)
Приведенная цитата интересна тем, что в 1883 г. церковь Михаила Архангела в г. Грозном существовала и действовала, хотя в разных источниках указываются более поздние даты постройки (1890, Попов) (1891, Головлёв).  По некоторым неподтвержденным данным церковь построена в 1868 году. Михаило-Архангельская церковь, "по словам старожилов, сначала была деревянной" (Головлёв).
Из  корреспонденции Аргус. Город Грозный // Терские ведомости 1884 № 42 (24 мая) узнаем, что 14 мая 1884 г. в Грозный прибыл епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман. 15 мая он побывал в Михайло-Архангельской церкви, которая названа корреспондентом  временной. В коротком поучении епископа, сказанном в этой церкви, слышался упрек горожанам за не сооружение постоянной церкви.

Отредактировано львович (2023-12-19 16:08:04)

0

48

28 февр. 1884 г. в г. Грозном по приглашению городского головы состоялось многочисленное собрание в зале городского общественного управления, на котором решались 35 вопросов, важных для города. В первый день рассмотрены 8 вопросов, в т.ч. ходатайство о награждении свящ. Михаила Орлова о награждении его камилавкой во внимание к его неусыпным и деятельным трудам на поприще пастырства, выдаче единовременного пособия причетнику Яковлеву  50 руб., избрании комиссии из трех лиц для проверки доходов поступивших в Михаило-Архангельскую церковь. В комиссию, между прочим, вошел купец Е.Т. Одинцов, известный честностью, опытом и знанием порученного дела. Горожане придают большое значение этому делу, поскольку речь идет о погашении долга, сделанного для покупки дома для этой церкви….
Аргус. Из гор. Грозного (От 6 марта) // ТВ 1884 № 26 (29 марта)

0

49

Недавно устроена церковь  Куринского полка.  При ней, командир полка П.А. Я – ов (полковник Пётр Александрович Яковлев, 08.01.1883—04.01.1888 - О. Л.), большой любитель музыки, основал певческий любительский  хор. Регент хора – офицер полка Г.Л. Ту - в. Служба в церкви 14 ноября 1886 г.  привлекла много интеллигенции, пришедшей послушать стройное пение. В местном соборе (Косьмы и Дамиана - О.Л.) поют казаки прилегающей станицы своеобразным тенорком, мало располагающим к молитве.
Источник: Око. Из гор. Грозного (От 14 нояб.) // Терские ведомости 1886 № 64 (23 нояб.)
В церкви Куринского полка поет хор любителей, состоящий из офицеров и дам. Пение его стройно и концерты вполне удачны.
Кто-нибудь. Из гор. Грозного (от 25 ноября) // Терские ведомости 1887 № 99 (10 дек.)

Отредактировано львович (2024-01-13 08:35:33)

0

50

В станичной церкви, которая за неимением в городе собора, именуется таковым, обновлен иконостас. Отделка его довольно красива и оставляет приятное впечатление. По этому поводу в станице  был праздник и даровое угощение бедняков.
Кто-нибудь. Истекший год в гор. Грозном // Терские ведомости 1888 № 4 (10 янв.)
Церковный староста Козьмо-Демьяновской церкви гор. Грозного, купец Павел Дмитрич Бешенцев выразил  благодарность  подрядчику иконостасных работ, проживающему в ст. Ессентукской, купцу Герасиму Кирилловичу Безпалову, за изготовление иконостаса в церковь г. Грозного по его заказу.
Терские ведомости 1888 № 6 (17 янв.)

0

51

В 200 саженях от крепости Грозной, основанной в 1818 году, располагалось кладбище русских воинов, участвовавших в Кавказской войне. В 1854 году кладбище было упразднено, в связи с его заполнением. В 1870 г. крепость Грозная вместе со слободами при ней преобразована в город. Кладбище оказалось в черте города. Тогда у грозненского священника Михаила Орлова возникла идея построить из каменных надгробий этого кладбища колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига с условием, что все надгробные надписи  сохранятся в целости. Подобный прецедент имел место при сооружении  кладбищенской церкви в г. Кизляре. Для реализации этой идеи потребовалось разрешение Начальника Терской области и Владикавказского епископа.  Такое разрешение было получено: : «из снятых памятников построить колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига  не иначе, как по плану предварительно для этого составленному». План был составлен, памятники перевезены на место постройки колокольни, мастера наняты  и в марте 1888 года приступили к постройке колокольни.
Источник: Гражданин Беллик. Письмо в редакцию // Терские ведомости 1888 №  16 (21 февр.)

0

52

Учитель Грозненской  церковно-приходской школы Николай Шумовский определен диаконом в Успенский собор г. Моздока в январе 1890 г.
Известия по епархии // Терские ведомости 1890 № 10 (1 февр.)

0

53

В марте 1878 в г. Грозном во вновь устраиваемой церкви* совершено святотатство.
Ведомость о происшествиях // Терские ведомости 1878 № 23 (3 июня)

*) Полагаю, церковь Михаило-Архангельская.

0

54

львович написал(а):

В 200 саженях от крепости Грозной, основанной в 1818 году, располагалось кладбище русских воинов, участвовавших в Кавказской войне. В 1854 году кладбище было упразднено, в связи с его заполнением. В 1870 г. крепость Грозная вместе со слободами при ней преобразована в город. Кладбище оказалось в черте города. Тогда у грозненского священника Михаила Орлова*)возникла идея построить из каменных надгробий этого кладбища колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига с условием, что все надгробные надписи  сохранятся в целости. Подобный прецедент имел место при сооружении  кладбищенской церкви в г. Кизляре. Для реализации этой идеи потребовалось разрешение Начальника Терской области и Владикавказского епископа.  Такое разрешение было получено: : «из снятых памятников построить колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига  не иначе, как по плану предварительно для этого составленному». План был составлен, памятники перевезены на место постройки колокольни, мастера наняты  и в марте 1888 года приступили к постройке колокольни.
Источник: Гражданин Беллик. Письмо в редакцию // Терские ведомости 1888 №  16 (21 февр.)

*) Свящ. Михаил Орлов в станице Галюгаевской в 1854-1856 гг.

РГВИА, фонд 14877, опись 1, дело 2962.
Исповедная роспись ст. Галюгаевской, 1858 г.

Духовные и их домашние

1. Священник Михаил Николаев Орлов, 35. Жена его Мария Иванова, 31.
Мать его вдова дьячиха Федосия Данилова, 66

----

РГВИА, фонд 14877, опись 1, дело 2470
Исповедная роспись ст. Галюгаевской, 1856 г.

1. Священник Михаил Николаев Орлов, 33. Жена его Мария Иванова, 29

---

РГВИА, фонд 14877, опись 1, дело 2052
Исповедная роспись ст. Галюгаевской, 1854 г.

1. Священник Михаил Орлов, 31. Жена его Мария Иванова, 26

0

55

Пивоваренный завод Е.Н. Брокса, г. Грозный (ГАРФ ф.1235-59-66)
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/795/t202979.jpg

Отредактировано gelene (2024-09-18 10:33:50)

0

56

Октябрь 1881. Ярмарка в Грозном. Шулерская игра с тремя игральными картами («моя черный, твоя красный! Деньги даешь, красный берешь»). Казаки называли эту игру «отгадайка».
22 окт. 1881 хмельной урядник проиграл крупную сумму 78 р. Заподозрив обман, он отмутузил шулера, забрал свои деньги и скрылся до прихода полиции.
Обыватель. Из гор. Грозного (Корресп. от 29 окт.) // Терские ведомости 1881 № 46 (14 нояб.)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » 200 лет г. Грозному


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно