Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ ПЕСНИ


ГРЕБЕНСКИЕ ПЕСНИ

Сообщений 31 страница 60 из 295

31

С нами Бог! На поле брани
Славу, лавры мы нашли,
И лихими казаками
Всем известны стали мы...

Славься, Терек наш могучий!
Славься, родина Кавказ!
Мы поля твои поили
Кровью жаркою не раз.

Три столетия стеною
Защищали край родной.
Да, Кавказ, ведь мы с тобою
Уж сроднилися душой!

Вечно помните, ребята,
Имя славное дедов
И на будущее время
Так же бейте вы врагов!

0

32

Вот гребенская песня из книги Караулова, свидетельствующая о забытых и малоизвестных отношениях:

Хоть нас было меньше сотни, но дрались мы точно львы…
Сталъ патронов недостатокъ,- шашки вынули тутъ мы.
Славный Суслов приказал намъ зарядить въ последнiй разъ
И въ упоръ стрелять злодеев, чтобы знали они насъ.
Притаивъ свое движенье, ждем отчаянный налетъ…
Что же видимъ? отступленье! Оттолкнулся вражий сбродъ.
Оказалося, что горцы услыхали дальний гулъ:
То СПЕШИЛИ КАБАРДИНЦЫ, - на подмогу Майдель дулъ.
Онъ ракетой вестовою уже подал свой ясакъ,
И чеченцы всей толпою отохлынули назадъ.
И мы все перекрестились, дружный сделав залпъ по них, -
Горцы въ бегство обратились, насъ оставивили одних.

( Дело Гребенцов 24-го мая 1846 года при Амиръ-Аджи-Юрте - "Сусловское дело")

0

33

boer написал(а):

Вот гребенская песня из книги Караулова..........

Эта песня хорошо ложится на мотив лезгинки

0

34

Батюшка, быстрый Терек

Ой ты батюшка наш быстрый Терек,
Ты быстрый Терек Горыневич,
Про тебя-то лежит слава добрая,
421
Слава добрая — речь хорошая.
Что прорыл-прокопал горы высокие,
А устьица глубокие вспустил в сине море,
В сине море, во Каспицкое.
А в устьицы выкатался бел горюч камень.
Тут шли прошли гребенские казаки со батальицы,
Со тоя было с батальицы со Турецкия,
Но дошедши они до белого камушка становилися,
Во единый круг добрые молодцы собиралися,
Промежду собой они думу думали,
Думу думали, добры молодцы дуван дуванили,
На каждого на казачинку по пяти сот рублей,
Атаманушке с есаулами им по тысяче.
Одного из них добра молодца задуванили,
Доставалась ему доброму молодцу красная девица,
На ней платьице во пять сот рублей,
Руса коса во всю тысячу,
А самой-то ей красной девице цены нетути.

0

35

Черный ворон

0

36

http://static.video.yandex.ru/lite/reality10/6148oejc2s.905/

0

37

http://video.mail.ru/mail/folklore/starostin/533.html

0

38

0

39

0

40

0

41

ой, как по морю было е-е по морю-юшку, да
Морю синему
А ой,морю синему.

А ой, как по синему было по морю-юшку, да
По Хвалынскому»)
А ой,по Хвалынскому.

А ой, там возбегивал етот червон… карабылей, ой
Ровно тридцать, они да, караблей
А ой,ровно тридцать,они да, караблей.

А ой,как один-то из них етот червон… карабыль,
А ой,на перёд, шельма, скоро бежит
А ой,на перёд,шельма,скоро бежит

А ой, нос карма-то держит, етот червон… карабличек,
А он по звериному
А ой,по звериному

(А ой, взведены-то бока, на етом карабличике,
А ой, по-тури..,
Ой, по-туриному).

А ой, хоботом- то бьёт, етот червон… карабь,
А он по змеиному
По змеиному етот караб.

А ой, хорошо-то было, на етом карабыличике,
А ой,изукрашен был етот корабь
А ой,
Изукрашен-то был етот  корабь.

А ой, для усов-то было, на етим корабыличике,
А ой,вострые ножички булатныя
А ой,вострые ножечки булатныя.

А ой, для очей-то было, на етим карабыличике,
А ой, дорогия каменья – яхонты,
А ой, дорогия коменья - яхонты.

А ой, для бровей-то было, на етим карабыличике,                                               
А ой,чёрные соболи сибирския
А ой,чёрный соболи сибирския.

А ой, для хвоста-то было, на етим корабыличике,
А ой,два медведя белыя
А ой,два медведя белыя

А ой, изукован-то был етот червон… караблик,
А он,златом,серебром
А он,златом,серебром

А ой,изукрашен-то был, етот червон… карабличек
А он,мелким земчугам
А он мелким земчугом етот кораб

А ой, изустелен-то был, етот червон..караблечек,
А он,алым бархатом
А он,алым бархотом

А ой, всё хозяин-то  был, на етим червон-караблике,
А ой, Илья Муромец
А ой, Илья Муромец

А ой, всё дружкой-то был на етим караблике,
А ой,всё Добрынюшка – Никитин сын
(распев на «а»)
А ой,всё Добрынюшка – Никитин сын.

А ой, всё слугою-то был на етим карабличике да
А ой, всё Алёшунькя Попович сын
(распев на «а»)
А ой,всё Алёшунькя Попович сын.

А ой, призаметил-то   етот червон… карабь,
А он всё турецкий хан
(распев на «а»)
А вот всё Салтан Салтанович.

0

42

0

43

0

44

Е НА РЕЧЕНЬКЕ БЫЛО, БРАТЦЫ

Не на реченьке было, братцы,
Было на Камышинке,
Сбиралися, съезжалися они люди вольные,
Собиралися, соезжалися они люди вольные,
Всё донские, гребенские,
Казаки они, всё яицкие,
Они всё донские, гребенские,
Они всё яицкие,
Они всё донские, гребенские,
Они всё яицкие.
Атаманом их был, братцы,
Ермак он-то Тимофеевич,
Был у них Ермак Тимофеевич,
Уж да он речи-то говорил,
Ровно как в трубу трубил,
Уж да он речи-то говорил,
Ровно как в трубу трубил,
Говорил, ровно как в трубу трубил,
Ровно как в трубу трубил:
„Да вы послушайте, ребятушки,
Да вы все подумайте,
Да вы, ребятушки-то, подумайте:
Проходит у нас, ребятушки,
Летушко тёплое,
Проходит у нас, ребятушки,
Летушко тёплое,
Проходит да летушко тёплое,
Да летушко тёплое,
Наступает у нас, ребятушки,
Зимушка холодная,
Да у нас зимушка холодная,
Вот где, ребятушки,
Будем зимушку её зимовать,
Вот где, ребятушки,
Будем зимушку её зимовать,
Будем зимушку её зимовать,
Да зимушку зимовать.
Да мы построим, ребятушки,
Там всё себе шалашинки,
Да построим мы все шалашинки,
Построим мы шалашинки,
Да мы из камышинка,
Построим мы шалашинки,
Да мы всё из камышинка,
Построим мы всё из камышинка,
Мы всё из камышинка.
Да тама будем, ребятушки,
Зимушку её зимовать,
Тама зимушку её зимовать,
Да мы построим себе шалашинки
Из камышинка".

0

45

ТЕРСКИЕ КАЗАКИ И ИВАН ГРОЗНЫЙ

Не сизые орлы клохчут,
Не серые гуси воголосют –
Они пить и есть хотят,
Гребенские наши казаки
Перед царем говорят,
Перед Грозным царем
Иваном Васильевичем:
«Ах ты, батюшка наш, надежа,
Православый государь!
Ты чем нас порадуешь,
Чем пожаловаешь?» —
«Я подарю вас, казаченьки,
Рекою вольною,
Что ни быстрыим
Тереком Горыневичем,
Что от самого от Гребня
До синего моря,
Что до синего моря
Каспийского».

0

46

У РЕКИ, У ТЕРЕКА

У реки, у Терека
Казаки гуляли
И каленую стрелу
За реку пущали.

Казаки не простаки -
Славные ребята -
Песни весело поют
И живут богато.

Ночи темные не спят,
В поле разъезжают,
За врагом они следят,
Смотрят за врагами.

Шашка вострая для нас -
Верная подруга,
Конь ретивый - верный друг,
Нету лучше друга.

У реки, у Терека
Казаки гуляли
И каленую стрелу
За реку пущали.

0

47

ПЫЛЬ КЛУБИТСЯ ПО ДОРОГЕ
Песня 1-го Кизляро-Гребенского полка Терского войска

Пыль клубится по дороге
Тонкой длинной полосой,
Из Червленной по тревоге
Скачет полк наш Гребенской.

Скачет, мчится, точно буря,
К Гудермесу поскакал,
Где Кази-Мулла с ордою
Десять тысяч его ждал.

Полк не дрогнул, увидавши
Эту силу пред собой.
Шашки вынул и помчался
На бой смертный с той ордой.

Храбрый Волженский полковник
Первым врезался в орду
И с полком он в ней метался,
Точно будто бы в чаду.

Орда дрогнула, бежала,
Мы помчалися за ней.
Но ждала нас там засада
Из отважных всех людей.

Справа, слева обходили
Храбрый полк наш Гребенской
Здесь Волженского убили,
Здесь-то кровь рекой.

Полк рубился, насмерть бился
С тем бесчисленным врагом.
Враг от страху расступился,
Путь открыл перед полком.

Полк примчался к переправе,
Что за Тереком была.
Там кричали нам солдаты:
«Честь и слава вам, ура!»

_________________

0

48

ОСТАВЛЯЕМ МЫ СТАНИЦЫ

Оставляем мы станицы
У Подкумка у реки,
На турецкую, братцы, границу,
Путь держите казаки.

До границы недалеко,
А вот враг давно знаком,
Вспомнит он былые схватки,
С нашим терским казаком.

Утром выехал в дорогу,
Так привольно и свежо.
Помолитесь, дети, Богу,
Чтобы встретиться еще.

Вы, казачки, бросьте плакать,
Ждите радостной поры.
Мы гостинцев вам, как гости,
Привезем из-за горы.

0

49

Текст вззят из архива музея .... без подписи и был очень размыт. Видимо писался химическим карандашом или чем то подобным. Выдержана - Д.Ю.Васильева редакцию и востановление. Выношу на Ваш суд текст.
Терский вариант
текст рукописный без авторства .

Не для меня придет весна
Не для меня песнь разольется.
И сердце радостно забьется,
С восторгом чувств не у меня

Не для меня ,. Терек шумя
Брега родные омывает.
Плеск бурных волн душу ласкает.
Терек течет не для меня.

Не для меня луна блеща
Родную рощу осребряет
Там соловей ее встречает
Он будет петь не для меня.

Не для меня текут ручьи
Звеня алмазными струями.
Казачьки с черными косами
Они растут не для меня.

Не для меня, придет Пасха.
За стол родня вся соберется.
"Христос Воскрес" из уст полётся
День Пасхи нет, не для меня.

А для меня, придет война.
Уйду за Терек я дозором.
Сражусь я там с чеченским вором.
Такая служба гребенца.

И мне тогда, лишь Божий Суд.
Кинжалом сердце остановит.
И будут старики глаголить
Наверно песни про меня.

0

50

0

51

Текст песни Гребенские казаки ст.Червленой. - Шла мария с божьего двора

И шла Мария с Божьего двора.
Аллилуйя, аллилуйя.
С Божьего двора.
Навстречу Марии — трое жидовьев.
— Не вы ли, жиды, Христа мучили?
— Не мы, Мария, — наши предковья.
Наши предковья — стары жидовья.
Ступай, Мария, на Сион гору.
На Сион той горе кряжи кряжуют.
Кряжи кряжуют, церкву будуют.
Как у той церкви три гроба стоят,
Как во первом гробу Сам Исус Христос.
Во втором та гробу — Иван Креститель.
А в третьем гробу — Дева Мария.
Над Исусом Христом — книги читают.
Над Иваном Крестителем — свещи пылают.
Над Девой Марией — роза расцвела.
Как с этой розы — да вылетел птах,
Да полетел этот птах, да под небеса.
Да все небеса растворилися.
Да все святии преклонилися.
Да что не есть это птах, есть — есть Сын Божий.
Есть Сын Божий людей намножил,
Людей намножил, хлеба зародил,
Хлеба зародил, — людей насытил.

0

52

0

53

0

54

0

55

0

56

ПЕСНИ ГРЕБЕНСКОГО ПОЛКА*
1
Как на речке на реке на Камышевке
Собирались, соезжались млады охотнички,
Что донские, гребенские со яицкими,
Атаман был у них Ермак Тимофеевич.
Он им речи говорил, как в трубу трубил:
Гой вы думайте, братцы, подумайте,
Меня Ермака вы послушайте,
У нас, братцы, проходит лето теплое,
А настанет зима холодная,
Да мы где же ету зиму зимовать будем?
На Яик нам идти, переход большой,
А на тихой Дон идти нам ни честь ни хвала,
А на Казань город идти, там сам царь стоит,
Там сам грозный царь Иван Васильевич.
У него силы много множество,
Ни много ни мало сорок тысяч людей.
Вам казачинкам дружкам перебитыми быть,
А мне атаманушке быть повешену.
2
За славною за речинькой Низовою,
За высокой горой снеговою,
Под крепким городом под Дербентом,
За высокою было каменною стеною
Стояла царя белого армеюшка.
Да востужит-восплачется батюшка Иван Матвеевич,
419
Его сотнички, полковнички утешают,
Хорунжии с есаулами ублажают:
«Не плачь не тужи, наш батюшка Иван Матвеевич».
Не золотая трубонька вострубила,
Не серебрена жалобно речь говорила,
Говорил наш батюшка Иван Матвеевич:
«Глупые, неразумные мои старшинушки,
Как мне Ивану Матвеевичу не плакати,
Как же мне Краснощекову не тужити,
Какая же наша казачья верная служба,
Что последний солдат — казаков старшина
Нас в глаза ругает,
Напишу я самому царю донесенье».
3
Ниже города Саратова было, в городе Камышине,
На заре было на зорюшке,
На заре на утренней
Сизы орлы из дубровушки солеталися,
То стрельцы бойцы разудалые собиралися,
Ожидали к себе атаманушку.
Не ясен сокол со тепла гнезда во пролете летит,
Стрелецкий наш атаманушка во круг идет,
Он идет наш атаманушка, не тряхнется,
Черны кудри у него не шелохнутся.
Не дошедши наш атаманушка низко кланялся:
«Вы здоровы ли мои стрельцы,
Бойцы добры молодцы,
Вы почто тако, разудалые, рано собираетесь?»
«Ты здоров ли, наш батюшка атаманушка,
Ничего ты, наш батюшка, не знаешь, не ведаешь,
Что православный царь на нас стрельцов-бойцов разгневался,
Что нас стрельцов-бойцов
Чрез пятого хотит казнить-вешати,
А тебя, атаманушка, в костре сожечь».
«Вы не думайте, не печальтесь стрельцы-бойцы,
К самому царю я сам пойду со повинностью».
4
Думай, моя буйная головушка, не продумайся,
Соберись, моя буйная головушка, с умом-разумом,
Как по утру мне доброму молодцу во допросе быть,
Во допросе быть — пред судьей стоять,
Перед грозным царем Иваном Васильевичем.
420
Он и станет меня спрашивать из ума выведывать:
«Ты скажи, не утай, детинушка отческий сын,
С кем ты добрый молодец воровать ходил,
Воровать ходил и разбой держал,
Ответ держи, добрый молодец, царю белому».
«Воровал я добрый молодец тайной ноченькой,
А товарищ был у меня тугой лук,
А помощники были у доброго молодца калены стрелы,
Родной батюшка было остро копье,
А родная матушка — сабля острая».
5
Не старая старушка пашиньку пахивала,
Она пашиньку пахала, пшенку засевала,
Не простую пшеночку — белояровую.
Невдалече невдалече — во чистоем поле
Завидела старушка двух удалых молодцов,
Двух удалых молодцов, сильных могучих богатырей.
Бросала стара баба пашню пахивати,
Ловила стара баба свово доброго коня,
Седлала коня седельцем черкасскиим,
Подтягала подпруженки тугонько
И садилась на добра коня легонько.
Нагоняла стара баба двух удалых молодцов,
Она стала их выспрашивати:
«Отколь вы едете, отколь вас Бог несет?»
«Со службицы государевой,
Со батальицы Мамаевой».
«Не видали ли вы мою дитятку единую?»
«Какая же твоя дитятка была?»
«Моя дитятка была отменитая от всех,
У него личико — снега белого,
А румянец — маку красного,
Очи ясные — с золоту гору,
А брови у него как у соболя,
Буйная голова — с пивной котел,
А по имени зовут Потанеев».
Ответ держат два удалых молодца:
«Твое дитятко убитое лежит
На поле ратном под большим древом».
6
Ой ты батюшка наш быстрый Терек,
Ты быстрый Терек Горыневич,
Про тебя-то лежит слава добрая,
421
Слава добрая — речь хорошая.
Что прорыл-прокопал горы высокие,
А устьица глубокие вспустил в сине море,
В сине море, во Каспицкое.
А в устьицы выкатался бел горюч камень.
Тут шли прошли гребенские казаки со батальицы,
Со тоя было с батальицы со Турецкия,
Но дошедши они до белого камушка становилися,
Во единый круг добрые молодцы собиралися,
Промежду собой они думу думали,
Думу думали, добры молодцы дуван дуванили,
На каждого на казачинку по пяти сот рублей,
Атаманушке с есаулами им по тысяче.
Одного из них добра молодца задуванили,
Доставалась ему доброму молодцу красная девица,
На ней платьице во пять сот рублей,
Руса коса во всю тысячу,
А самой-то ей красной девице цены нетути.
7
За батюшкой было за быстрым Тереком,
За быстрым Тереком за Горыначем,
За горами было за высокими,
За ущельями было за дремучими.
Не красное солнушко выкатилось,
Со лучами солнце со полуденными,
Со звездою солнце с полуночною,
Выезжало тут золотое знамя,
Золотое знамя государево,
Хорошо знамя изукрашено,
Чудным образом намалевано.
Везет знамя добрый молодец,
Добрый молодец гребенской казак,
Гребенской казак Курдюк* казак.

0

57

Уж  ты батюшка, да уж ты батюшка
Ой, да уж ты наш, наш ба… ой, батюшка, да
Наш быстрой, -е –е ой, наш быстрой Терек.

Наш быстрой Терек, да
Ещё про тебя ой, да, батюшка быстрой Терек,
Ляжит слава… ой, слава добрая

Слава добрая, да
Ещё что прорыл, прокопал, батюшка бастрой Терек, да
Горы высо… ой, да, горы высокия.

Горы высокия, да
Ещё как на устьице да у Терека–Горыныча, да
Бел–горюч, ой, да бел–горюч камень

Бел-горюч камень да,
Ещё выката-а-лося ой, да у Терека-Горыныча, да
Вот красная солнышко.

Со восходу она, да
Ещё со восходу она,
Ой да вот, красное со.., ай, солнышко, да
Собата.., собаталицы.

Далее следует:
Вот там шли добрые молодцы
Добрые молодцы из туретчины
Из туретчины становилися

Уж ты, батюшка, быстрой Терек
(Образец слогового распева двух куплетов, строф)
Уж ты бат-юш(ы)-ка, да
Уж ты  бат-юш(ы)-ка
Ой, да уж ты наш, наш
Ба-е-а-а… ой, ба-тю-ш(ы)-ка, да
Наш быстроро-а-е-е  ай-ее  ай , да
Наш бы-строй те-рек.

Наш бы-трой те-ек, да
Е-щё что про-рыл, про-ко-пал
Ой, да ба-тю-ш(ы)-ка бы-трой те-рек, да
Го-ры вы-со-е-а-а-а-а ай, да
Го-ры вы-со-ки-я.

Продолжение песни:

Становилися, вот добрыя молодцы,
Дуван дуванили.

Ой, да как и одному-то из них
Доброму молодцу,
Задуванили красну девицу.

Красну девицу,
Ой, да как коса-то у ней, у красны девицы
Во пятьсот рублей.

Во пятьсот рублей,
Ой, да как прибор-то у ней, у красны девицы,
Во всю тысячу.

Во всю тысячу, ой, да а самой, той красной девицы,
Ей, и сметы нет.

0

58

0

59

http://static.video.yandex.ru/lite/reality10/6148oejc2s.905/

http://static.video.yandex.ru/lite/reality10/l3ezwvc10v.705/

0

60

былевой эпос на Тереке

Русский былевой эпос на Тереке
     М. Карпинский
     
     
     Собирая материалы для характеристики великорусских говоров Терской области, я, между разными печатными изданиями, посвященными изучению этого края, натолкнулся на довольно интересную книгу Ф. Панкратова, вышедшую в 1895 г. во Владикавказе под следующим заглавием: “Гребенцы в песнях. Сборник старинных, бытовых, любовных, обрядовых и скоморошных песен гребенских казаков с кратким очерком Гребенского войска и примечаниями”. Интересно для меня она оказалась в двух отношениях: во-первых, в ней кое где уцелели особенности говора гребенских казаков, а во-вторых, в ней я нашел несколько песен, отнесенных собирателем к разряду исторических, в которых, при всем их былинном складе, упоминаются и имена наших былинных богатырей: Ильи Муровича (Муромца), Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Дюка Степановича; не говорю уже о песнях, сохранившихся от эпохи Иоанна Грозного и позднейших времен. Правда, уже в книге И. Попко: “Терские казаки с стародавних времен. Спб. 1880 г.”, я нашел коротенькую былину, в которой упоминается и гор. Киев и славный князь Владимир* [Былина эта была перепечатана А. Ржевусским в его книге: “Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске. Владикавказ. 1888 г. (стр. 261)”, а также акад. Н. Тихонравовым и проф. В. Миллером в изданной под их редакцией книге: “Русския былины старой и новой записи. Москва. 1894 г. (стр. 126-127)”; в последнем издании перепечатаны также из Сборника мат. И указанные нами ниже былины (стр. 271-273, 280-281). Вып. XXII.], кроме того, и в “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа (выпуск XV, стр. 203-205)”, есть три варианта былины об Илье Муромце, записанные в станицах: Наурской, Слепцовской и Ищерской, а также вариант былины об “Алешеньке Догрубнике” (ibid., стр. 274-275); тем не менее, “Сборник” Ф. Панкратова оказался в отношении былинного материала более полным, чем указанные источники. Это обстоятельство объясняется, по моему мнению, тем, что он записывал песни гребенских казаков, древнейших русских поселенцев на Северном Кавказе.
     
     Желая ознакомиться на месте с особенностями говора гребенских казаков, а также проверить существование у них былевого эпоса, я в первых числах августа этого года предпринял поездку на Терек, предполагая побывать в следующих коренных станицах гребенцов: в ст. Червленной, Шадринской (Щедринской), Старо- и Ново-Гладковских и, наконец, в станице Кордюковской. К сожалению, осуществить вполне свои намерения мне не удалось, и я только пять суток прожил в станице Червленной. Время, которое я выбрал для своей поездки, оказалось не вполне удобным для осуществления намеченной мною цели, так как огромное большинство населения находилось на работах в садах и в поле, а остававшиеся дома старухи были всецело поглащены исполнением разных домашних работ, производимых в другое время более молодыми членами семьи. Кроме того, как человеку, знакомому с краем только по печатным материалам, мне приходилось прежде, чем приступить к записи старинных песен, ориентироваться несколько среди населения и отыскать таких лиц, которые могли бы доставить мне интересующие меня сведения* [Не могу в данном случае не высказать своей искренней признательности заведывающему станичной школой в Червленной, Т.Т. Рогожину, оказавшему мне в этом отношении большую услугу.]. Тем не менее, при всех неблагоприятных условиях мне удалось добыть некоторое количество материала (преимущественно от двух старух: Е. Багдашкиной и В. Курносовой); часть его я помещаю в данной статье.
     
     Так как я собирал данные для говора гребенских казаков, то и былины (гребенцы называют их “старинными песнями” или “старинками” я записывал сообразно местному произношению, а потому и предлагаю их в точной записи)* [Характеристику говора гребенцов предпологаю сделать в другой статье. Нельзя не пожалеть при этом, что напечатанные до последнего времени произведения народного творчества великороссов Терской области почти ничего не дают для характеристики говоров. Сравн. мнение проф. А.И. Соболевского, высказанное им в его “Очерке русской диалектологии”. (“Живая Старина”, вып. I )].
     
     Из записанных мною четырех былин две говорят об Илье Муровиче (Муромце), одна о Дюке Степановиче и одна о Ставре, но не о Годиновиче, как именуется этот богатырь в сборниках Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга, акад. Н. Тихонравова и проф. В. Миллера, а о Ставре Лавре Тимофеевиче.
     
     Первая из них говорит о встрече Ильи Муромца с разбойниками. Вот она:
     
     
     
     Ни ва даличи была, ва даличи,
     Ва далечиньки была, ва чистам поли,
     Тут пралеживала дарожинька,
     Ана ни широкая, чуть прабойная.
     Нихто па ней ни прахаживал,
     Нихто па ней ни праежживал,
     Тут прашол па ней старинушка,
     Старой казак Илья Муравич.
     На старинушки была шубёначка
     Худым та худа, фся излотана.
     На правая полачка ва питсот рублей,
     А левая ва фсю тысичу.
     А на фсей ефтай шубёначки сметы нету.
     Стричаюца старинушки да два ахотничка,
     Два ахотничка да два разбойничка;
     Хатят ани старинушку зарезати,
     Хатят ани са старинушки ефту шубёнку снять.
     На ту пору старинушка пристарожился,
     Пристарожился да натягивал свой тугой лук,
     Налаживал сваю калёную стрилу;
     Пущал он ефту стрилу ва ахотничкаф,
     Ва ахотничкаф, ва разбойничкаф.
     Ни папал он ва ахотничкаф,
     А папал он ва сырой дуп;
     Раскалол он сырой дуп на двинадцать штук.
     На ту пору ахотнички пирпужалися,
     Пирпужалися и врось разбижалися.
     
     
     
     
     Что касается до этой былины, то она является, кажется, наиболее распространенной в Терской области, по крайней мере три варианта ее записаны в станицах: Наурской, Слепцовской и Ищерской (Сборник материалов. Вып. XV, стр. 203-205). Как в основных чертах, так и в подробностях она сходна с былевыми песнями Киреевского о том же богатыре (Вып. I, стр. 15-27). На Тереке она занесена, вероятно, с Волги. “Встреча Ильи с разбойниками, происходящая по некоторым версиям при первом выезде Ильи в Киев”, говорит проф. Вс. Миллер, “составляет нередко содержание отдельной небольшой песни, которая, войдя в репертуар песен разбойничьих и казацких, распространилась далеко по Волге, Яику и Тереку”* [Проф. Вс. Миллер. Географическое распространение былин. Журн. Мин. Нар. Пр. за 1894, май, стр. 69.].
     
     Вторая былина говорит об Илье Муромце на “Чирвёном корабле”.
     
     
     
     Как ни по морю была синиму,
     Па синиму па Хвалынскаму,
     Тут васплавливал чирвён карап.
     Ровна трицать таму лет
     Да нигде ефтат карабличек ни стаивал,
     Он к крутыим бирижочкам ни причаливал,
     Он желтыих та писачкаф на глаза их ни видал.
     Харашо та ефтат карап изукрашин,
     Златам-серибрам он изукованный,
     Мелким земчугам ефтат карап изусеянный.
     На карабличке сидит Илья Муравич душа,
     Фсем карабличкам заведуит Алёшинька, сын попов;
     На нём сининький кафтан на распашичку,
     Фсё са пугвушками, са злачоными.
     А на кажна пугвушка – руп сирибра,
     А на кажнай пугвушки па лютаму звирью.
     Jиво пугафки злачоныjи ани разгарелися,
     А лютыjи звери разбижалися.
     
     
     
     
     Эта былина вполне напоминает собою былину об Илье Муромце на Соколе-корабле (см. Киреевский. Вып. I, стр. 22-23). “Песня об Илье на Соколе-корабле, записанная в губернии Саратовской, на Урале и в Сибири”, говорит проф. Вс. Миллер, “также продукт творчества волжских разбойников. Имя Ильи внесено в нее лишь в некоторых версиях, как в других – имя Стеньки Разина”* [Журн. Мин. Нар. Пр. за 1894 г., май, стр. 69-70]. В этом отношении былина, записанная Ф. Панкратовым (Гребенцы в песнях, стр. 21), более полная и законченная, чем записанная мною, представляет ту особенность, что в ней упоминается обе личности, при чем Стенька Разин является на Соколе-корабле атаманом, а Илья Муромец – есаулом.
     
     Если приведенные мною былины об Илье Муромце отмечены были уже раньше собирателями произведений народного творчества в Терской области, то былина о Дюке Степановиче впервые только попала в “Сборник” Ф. Панкратова. Записанная мною былина об этом богатыре совпадает почти во всех подробностях с записанной последним. Обе они представляют собою вариант былины об этом богатыре, записанной П. Киреевским на Урале (Песни Вып. III, стр. 100-101). Другой вариант этой былины, записанный там-же, напечатан в издании акад. Н. Тихонравова и проф. Вс. Миллера (Русские былины старой и новой записи, стр. 188). В Червленной эта былина поется так:
     
     
     
     Из сила была из сёлачка,
     Из сила была Карачаива,
     Из уезда была княжицкава,
     Княжицкава маладецкава.
     Ни сизой арёл там вылётывал,
     Ни сизой кречит там выпорхивал,
     Добрый моладец там выежживал,
     Добрый моладец Дюк Стипанавич,
     Дюк Стипанавич, сын Иванавич.
     Пад ним добрый конь, ровна лютый зверь,
     Да купцом капыта, шея колисам,
     Да и грива фся ана налива.
     Пат капытами фсё змеи сапят,
     Змеи лютыjи, двухгаловыjи.
     На нём лук-сайдак, ровна жар, гарит,
     Ва камчах jиво ровна трицать стрел,
     Ишшо три стрилы.
     На кажна стрелачка ва питсот рублей,
     А уш трём стрилам цины нету-ка,
     И ни сказана, ни объявлина:
     У них ушички падзлачоныjи,
     У них перушки фсё арловыjи,
     Арла сизава, сизакрылава.
     Уш он днём стрилял, ночью собирал.
     Да тут ехали купцы тарговыjи,
     Сабирали перушки арловыjи,
     Арла сизава, сизакрылава.
     
     
     
     
     Наиболее интересной из записанных мною былин, на мой взгляд, является былина о Ставре, но не Годиновиче, как я уже упомянул выше, а о Ставре-Лавре Тимофеевиче.
     
     
     
     Ни ва матушки была ва Расеюшки,
     Ва Расеюшки была, в каминной Маскве,
     Што у ласкава у князя у Владимира,
     У солнушки, у сына Сниславича,
     Там сидела пир-биседушка пачотная,
     Што чесная, хвальная, больна радашная.
     Ани пьют та гуляют, праклаждаюца,
     Да мижду сабой баяри выхваляюца:
     Сильный хвалица сваей силаю,
     А багатый хвалица багачитствам,
     А убогий Божей миластью.
     Адин из них ни хвалица,
     Ни хвалица Ставёр, улыбаица.
     И вазговарил Ставёр такавыjи слависа:
     “Ах, вы, вояси, князья бояри,
     Сильныjи магучиjи вы богатыри!
     Да нашли вы чем, баяри, выхвалятися,
     Да нашли вы чем, баяри, виличатися?
     Кабы хто из вас какой горат взял,
     Каку силу атагнал, силу ниверную;
     Он Скурлаку бы сабаку ва дикую степь загнал,
     Да сымал бы он сабаки буйну голаву далой,
     Надивал jиё на ваструю на капьё,
     Привазил jиё ва славный Киев-грат
     Да фсиму бы миру на диковишу,
     А князьям-баярам на чудовишу”.
     Вот б..ди Анютки за биду стала,
     За виликую дасаду паказалася*.
     Фставала Анютка са местичка,
     Са таво ли места са куминава,
     Са таво ли стула са вдавинава,
     Брала Анютка залату чару,
     Наливала ва чару зилинова вина,
     Ва чарачку клала зелья лютава.
     Па краям та ефтай чары змеи лютыjи сапят,
     Пасридини ефтай чары агонь-полымя гарит.
     Паднасила ефту чару Ставру та Лавру,
     Паднасила jиё Тимафеичу.
     “Эх, ты выпий, Ставёр та Лавёр,
     Да ты выкушай jиё, Тимафеевич!”.
     Как вазговаривал Ставёр такавыjи слависа:
     “Эх, вы, вояси, князья-бояры,
     Сильныjи, магучиjи вы богатыри!
     Если ни пить ефту чару – мне ни честь ни хвала,
     Если пить ефту чару – мне живому ни быть.
     А знаити, братцы, што я жинился,
     А взял сибе маладу та жину ни у вас ни у нас,
     Я взял та jиё в каминной Маскве,
     У ласкава у князя у Владимира,
     У солнушки, у Сниславича;
     А взял я jиё са придаными.
     Ва приданыjи взял трицать три жирипца,
     Трицать три жирипца да трицать три малатца,
     Уш как жерибец пад жерипца,
     А моладец пад молатца:
     Наски востры, каблуки высаки.
     Да пат кажным каблучком варабей пралитит,
     А чорная варона ни паверница.
     Ни тибе ли, б..ть Анютка, ефту чару пить?
     Ни тибе ли, б..ть Анютка, и живой ни быть?”
     Развирнул он праву руку,
     Ударил из ефтай чары па беламу лицу**,
     Загарелась на Анютки цветна платица jиё***.
     
     
     
     
     * По всей вероятности, Анютке слова Ставра показались обидными в виду того, что она была кумой Скурлаки (Скуратова?) иначе трудно объянить ее досаду.
     
     ** Вместо: “ударил палкой, кинжалом”, в Червлённой говорят: “ударил из палки, из кинжала”.
     
     *** Вариант:
     
     
     
     “Да пат кажным каблучком варабей пралитит,
     А чорная варона ни паверница.
     Уш я взял та ефту чару зилинова вина,
     Выливал та я Анютки ва белу jиё лицо,
     Загарелась на Анютки цветна платица jиё.
     Да тибе же, б..ть Анютка, ефту чару пить.
     Да тибе же, б..ть бизбожница, и живой ни быть”.
     
     
     
     
     Что касается до этой былины, то она только в первой своей части, где говорится о похвальбе князей и бояр, сходится с былинами о Ставре, помещенными в сборниках Рыбникова, Киреевского, Гильфердинга, акад. Н. Тихонравова и проф. Вс. Миллера, вторая же ее половина, напоминающая своим исходом отчасти былины о Добрыне и Маринке или об Иване Годиновиче и Авдотье (Киреевский. Вып. III, стр. 19), неизвестна в существующих сборниках былин.
     
     Вот те четыре былины, которые я нахожу возможным поместить в данной статье. Не привожу здесь еще одной былины, в которой, наряду с именем Ильи Муромца, мы встречаем и имя Александра Македонского. Интересующихся последней отсылаем к “Сборнику” Ф. Панкратова. Следует сказать, что в той же станице поются многие былины позднейшего происхождения, которые обыкновенно называют историческими песнями. В этих песнях часто упоминается Грозный царь Иван Васильевич, Пётр Первый, удалой казак Стенька Разин и другие исторические лица. Оставляю эти песни до более удобного времени, когда будет возможность прослушать их еще раз и выбрать из них лучшие варианты.
     
     Позволю себе в конце статьи сделать и некоторые выводы, как на основании напечатанных прежде произведений народного творчества гребенских казаков, так и на основании записанных мною былин.
     
     Итак, у гребенских казаков и до настоящего времени сохранились остатки древнего былевого эпоса. Ушедшие из центральных губерний России около трех веков тому назад, на далекой окраине, вдали от центров с кипучей жизнью, окруженные почти со всех сторон инородцами, чуждыми им по языку, вере, нравам и обычаям, они сохранили все таки свои станичные песни, исчезнувшие в большинстве случаев в тех местах, откуда они вышли. В этих старинных песнях и до сих пор упоминается и славный Киев-град, и ласковый князь Владимир, переселяемый иногда в “каменную Москву”, и целый ряд имен русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича (См. “Сборник” Ф. Панкратова, стр. 7), Алёши Поповича, Ставра и Дюка Степановича. До последнего времени были известны только былины об Илье Муромце и Алёше, который в записанной прежде былине называется не Поповичем, а Догрубником. Профессор Вс. Миллер в своем отзыве о “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа”, говоря об этих двух былинах, делает следующий вывод: “Если к названным былинам мы прибавим еще песню с именем Ильи Муровича, записанную г. Борисевичем в станице Червленной (издана в “Этнографическом обозрении”, кн. XII, стр. 126 и след.), то исчерпаем все, что доселе известно о былевом эпосе на Кавказе”*[Приложение к циркуляру по управлению Кавказским учебным округом за 1894 г., №7, стр. 7.]. В настоящее время мы можем к данным былинам присоединить еще и былины о Ставре и Дюке Степановиче. Следует сказать, что я имел возможность ознакомиться с песнями гребенских казаков только в одной станице Червленной и при том только в пении двух старух; по всей вероятности в других гребенских станицах можно будет найти в будущем и еще кое-что интересное. На мой взгляд, если искать на Кавказе отголоски старины, то преимущественно в гребенских станицах: места интересные, и при первой возможности побываю еще там и поживу подольше.
     
     Хочу еще сказать несколько слов относительно самого процесса записывания былин. Признаюсь, не без некоторого стеснения обратился я впервые к старухам с просьбой сначала проговорить, а потом и пропеть старинную песенку, ожидая встретить ту подозрительность, особенно при процессе записывания, которая свойственна русской деревне, но был приятно удивлен их полным согласием и даже сочувственным отношением к этому. Явление это, на мой взгляд, объясняется во-первых, тем, что им приятно, что те старинные песни, которые они лишь изредка теперь поют, интересуют других людей (а они очень не довольны на свою молодежь, которая только поет новейшие песни и то редко, отдавая предпочтение не пению, а игре на гармонике и лезгинке), а во-вторых, кое-какие из песен уже раньше записывали у них для себя некоторые офицеры Терского войска и таким образом подготовили уже почву для других.
     
     В виду пренебрежения молодежи к старинным песням, мне думается, что те остатки былевого эпоса, которые сохранились еще у гребенских казаков до последнего времени, через два-три десятка лет и совершенно исчезнут, так как, с проведением железнодорожных путей, в Терскую область проникают все больше и больше песни фабричных, в роде, напр.:

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ ПЕСНИ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно