Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ


ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ

Сообщений 121 страница 131 из 131

121

Государственная Публично-Историческая библиотека России
Ткачев, Георгий Алексеевич. Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах / сост. Г. А. Ткачев. - Владикавказ : Тип. Терск. обл. правления, 1911.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/20556-tkac … avkaz-1911

0

122

"Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине XVIII столетия" в Кавказских епархиальных ведомостях № 2 за 1877г., начиная со стр.60

http://sg.uploads.ru/t/wrCBV.jpghttp://s3.uploads.ru/t/L0WKZ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/vQrnT.jpghttp://sh.uploads.ru/t/mynx4.jpg
http://sd.uploads.ru/t/nI0S1.jpghttp://s5.uploads.ru/t/IlsJ6.jpg
http://sd.uploads.ru/t/SuLiN.jpghttp://s8.uploads.ru/t/2Ljh3.jpg
http://s8.uploads.ru/t/yGtCz.jpg

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med … f7a4e0.pdf

0

123

Продолжение в Кавказских епархиальных ведомостях № 3 за 1877г., начиная со стр.94

http://s7.uploads.ru/t/v4ZOe.jpghttp://sd.uploads.ru/t/Hs8Wf.jpg
http://s8.uploads.ru/t/sXuh4.jpghttp://s3.uploads.ru/t/KIQNb.jpg
http://sg.uploads.ru/t/1F8kd.jpghttp://s3.uploads.ru/t/0nPcf.jpg
http://s3.uploads.ru/t/vdDLY.jpghttp://s8.uploads.ru/t/g2D30.jpg
http://sd.uploads.ru/t/HTvxE.jpg

0

124

О жизни гребенских казаков сообщают, в частности, документы 1627—1629 гг., связанные с поисками серебряных руд в горской «землице Таабыста», находившейся на территории Кабарды и Балкарии (4). Очевидно, гребенские казаки в хозяйственном плане освоили территории в междуречье Терека и Сунжи. Причем среди терско-гребенского казачества особенно популярны были как наиболее безопасные места для поселений привычные им устья, а также верховья малых рек с их готовыми природными «твердями» — речными мысами и островами, которые легко можно было превратить в неприступные крепости.
Ранние городки терских и гребенских казаков назывались или по именам первооснователей, или выборных атаманов, или же по местам выхода первопоселенцев, а также и в связи с местной топонимикой края; например, Курдюковский (Курдюк Иванов), Шевелев (Федор Шевель), Шадрин, Кирьяков, Степанов, Семенов, Барматов, Вязанов и др., но Червленый, Медвеженский, Наурский и т. д. (5)
Некоторые городки назывались по названиям рек — Быстрой, Черной, Белой, Гремячей в
Гребенях, или местными именами — Оксай, Аргун и др., или же русскими именами. Ряд городков, как бы «кочуя», перемещался то на левый, то на правый берег Терека, то в его среднем течении и ниже, однако основное «гнездо» городков оставалось в устье Сунжи.
После стихийных бедствий (разливов рек, пожаров, частых моровых поветрий) и разрушений от нашествий иноземных захватчиков городки отстраивались заново или же переносились в новое, более удобное и безопасное место, иногда возрождаясь под новыми именами или же сливаясь друг с другом. Основательно географию расположения гребенских и терских городков перекроил в середине XVII в. поход иранских войск и их союзников на Терек — это так называемое казаками «кызылбашское разоренье» 1653 г., когда были опустошены все казачьи Гребни (6). Если до этого были городки Шевелев, Царев, Кирьяков, Медвеженский, Бармата, Семенов, Сарафанников, Потапов, Вязанов, Левонтьев, Симонова, Афанасьев, Слепова, то после 1653 г. остались невосстановленными городки Курдюков, Шадрин, Ищерский, Верхний и Нижний Червленный, Наурский, Гладковский, Аристов и др., т. е. было уничтожено более 10 казачьих городков (7

0

125

https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/2/t703124.jpg
https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/2/t237922.jpg

0

126

львович написал(а):

… о выкупе в 1734 г. из хивинского плена сотника Данилова и казака Яковлева.
[Юдин Павел Львович. Астраханский губернский архив и его материалы, 1911]

Просматривая опись дел к ф.599 в ГААО, в начале ничего интересного не заметил, обычное дело с "бытовым" характером Гребенского казачества, единственно зацепил момент "казаку вышедшему из плена", решил посмотреть и не ошибся...

Прошение Гребенского Войска атамана Ивана Петрова о дозволении казаку, вышедшему из плена жениться на другой. (ГААО ф.599, оп.2, д.38)

Подано 1739 году июля 30 дня.

Великие господин преосвященейший Иларион епископ Астраханский и Ставропольский.

Вашему архипастырскому благославению объявляю Гребенскаго войска Щедрина городка казак Федор Яковлев пошел в поход  в Хиву с черкаским князем  Александрою Бековичем и оной Яковлев был в Хиве в неволе дватцать четыре года; а после оного Яковлева осталась жена Анна Дмитрева и ждала она мужа своего  восемь лет  и чрез вышедших из Хивы оная Дмитрева уведомилась, что муж ея убит, которого  и поминали и оная Анна Дмитрева на девятом году пошла за другова  мужа за которым прижила четверо детей, которые имеются все в возрасте, а она Дмитрева при старости и скорбия; того ради вашего архипастырского благословения рабски просила Гребенскаго войска войскового атамана и всего Гребенскаго войска старшины  и казаки, дабы повелено было вышедшему из плену Гребенскому казаку Федору Яковлеву женитца на другой жене, ибо оной казак Яковлев желает служить Ея Императорскому Величеству и хочет жить домом, а прежную свою жену Анну Дмитреву; того ради не бетречаго оная имеется при старости и скорбна и от детей не хочет ея хочет разлучить.   

О сим просит вашего архипастырского благословения богомолцы и слуги терскаго Гребенскаго войска войсковой атаман Иван Петров и все Гребенское войско благословения желаем и нижайши поклон отдаем.

Июля 17 дня 1739 года.

https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/977/372520.jpg

P.s. из дела, датируемого 1739г. получается, что казак Федор Яковлев, пробыл в плену 24 года, т.е. попал в него в 1715г., до самого похода князя Бековича Черкасского. Здесь или не точность в годах проведенных в плену, либо Яковлев принимал участия в экспедициях до самого похода и угодил в плен. В подтверждении прилагаю статью:

29 мая 1714 года Пётр издает два Указа правительствующему Сенату о поездке Черкасского в Хиву и Бухару с поручением наладить торговые связи. В пути он должен был отыскать следы старого устья Аму-Дарьи. С этой рекой он связывал большие и далеко идущие надежды, в то время считали, что она ведёт прямо в Индию.
   Утром 28 октября флотилия во главе Черкасского вышла из Астрахани. Но ранняя зима и образовавшиеся у берегов моря сплошные ледовые поля не позволили флотилии добраться даже до Гурьева. С некоторыми потерями флотилия вынуждена была вернуться в Астрахань.
   В апреле – октябре 1715 года Черкасский возглавил флотилию российских судов, вышедшую в Каспийское море с изыскательными целями. Были изучены северное и восточное побережья Каспия, составлена первая правильная карта Каспийского моря. Черкасский первым из российских и европейских исследователей установил, что Аму-Дарья не впадает в Каспийское море, как это предполагали раньше. Открытием Бековича является также нанесение на карту «Море Карабугазское» в Карабогазском заливе, что в переводе означает Чёрная горловина.
25 (14) февраля 1716 года в Либаве Пётр I выслушав доклад капитан-поручика Черкасского и его объяснения по составленной им карте, в присутствии государственного канцлера Головкина и командира преображенцев Долгорукова, наградил Черкасского в знак признание его заслуг, званием капитана гвардии, что приравнивалось к полковнику по армии. И тут же в Либаве издал Указ «Об осмотре рек Амударьи и Сырдарьи и о приведении ханов Хивинского и Бухарского в подданство России», поручив князю продолжать начатое.
   В середине апреля 1716 года Бекович выехал в Астрахань. После тщательной подготовки он совершил вторую экспедицию по восточному берегу Каспийского моря, во время которого были заложены три крепости (Св.Петра у мыса Тюб-Караган, Александровское в заливе Александр-бай и Красноводск)и подчинены России кочевые туркмены, проживавшие на восточном берегу Каспийского моря. В это время Александр отправил своих посланцев к хану Ширгази с письмом, извещавшим, что он придёт в Хиву для установления дружбы и согласия. Примерно с таким же содержанием было отправлено письмо и бухарскому хану.
   Хивинский поход Александра Бековича начался в мае 1717 года.

https://cczy.livejournal.com/986472.html

0

127

Земляк. К истории русской колонизации Кавказа и о зарождении русского казачества на Тереке // Терские ведомости 1911 № 62 (19 марта)
Примечание редакции Терских ведомостей: "Ввиду важности затрагиваемых автором этой статьи вопросов и безусловной своеобразности и новизны их освещения с точки зрения имеющегося по этим вопросам исторического материала, редакция газеты дает место этой статье единственно в целях вызвать по настоящему вопросу обмен мнений".
Приблизительно лет 15 тому назад, в Париже, вышла книга одного французского ориенталиста, в переводе на русском языке: «Европа, Россия и Китай». Автор книги ездил в Китай специально с целью изучить летописи о временах нашествия монголов в Россию. Автора занимал вопрос: каким образом и почему Европа спаслась от кошмарного нашествия. Книга дает обстоятельные сведения не на искомые вопросы автора, а, напротив, вопросы нас теперь интересующие: о русской колонизации Кавказа и зарождении казачества на Тереке. Между прочим, автор нашел в китайских летописях подтверждение в том, что времена владычества монголов верно изложены в летописях армянских священников, которыми, однако, по недоверию  не пользовались русские историки, о чем сетовал г. Яковлев в своем фельетоне, напечатанном в газете «Россия», давно запретной. Очень естественно, китайские летописи суть и есть донесения монголов, составленные армянскими священниками. Это обстоятельство, на первый взгляд, может показаться странным и даже невероятным, а, между прочим, дело иначе и не могло обстоять. Вот почему считаю необходимым несколько отклониться в сторону от прямой задачи. Дело в том, что монголы прежде, нежели успели разгромить Россию, разгромили Армению до полного уничтожения этого царства и увели много десятков тысяч армян в плен, по обычаю всех азиатов древних времен. Пленных расселили в столицах татарских царств: в Казани, Астрахани, Сарае (ныне Саратов), в качестве ремесленников и служащих. Это признавалось со стороны монголов, якобы, милостью, дарованной за то, что признали их, армян, народом даровитым. По мнению монголов, народ, который умел создать такое цветущее царство и табуны чудных лошадей (карабахские и теперь славятся) лучше которых они не видели на длинном пути своих следований, должен быть полезным им, монголам. А чтобы задобрить армян, им предоставили свободу вероисповедования, строить свои  церкви, иметь своих священников, чем армяне и пользовались в широких размерах, понастроив церквей по Волге до самых верховьев реки. Армянские священники заняли выдающееся положение между монголами, и они то составляли донесения на их родину, и в то же время доносили все и на родину к своим; армяне же исполняли все поручения их, как люди, хорошо усвоившие языки монгольский и русский. Проявив свои лингвистические способности, армяне сделались настолько нужными монголам, что последние без них, положительно, шагу ступить не умели, и хотя русским казалось тогда, что армяне служат как-бы вершителями судеб их, но на самом деле положение армян было в тысячу раз хуже положения русских. Армяне, между прочим, облегчали участь русских, помогая им понимать монголов. Сплошь и рядом бывали случаи, что какой-нибудь проезжий монгол, входя в русский дом, грозным окриком - «палым мен», требовал себе особого татарского кушанья; причем, хозяева, не понимавшие  значения окрика, и не умевшие готовить это кушанье, расплачивались за это жестоко, так как неизбежно подвергались битью нагайками. И вот армяне научили русских готовить этот «палым мен», переделанный затем русскими в «пельмени». Блюдо это совсем не национальное русское; оно и сейчас остается национальным у китайцев и манчжуров.
Архив Эчмиадзинского монастыря мог бы служить богатейшим источником познаний не только о временах монголов, но и о временах русской колонизации Кавказа и зарождения русского казачества. Татарское казачество всегда здесь существовало, почитай что, с первобытных времен, ибо и слово казах (казак) татарское, а стало быть и казачество есть татарское порождение. Если бы было иначе, то, разумеется, русские позаботились бы назвать собственное порождение русским словом.
Монголы силы свои расположили по Волге от верховьев до железных ворот, т.е. до нынешнего Дербента. Монголов было всего 15 туменов, а каждый тумен состоял из 10 000 воинов. Туменам были присвоены знамена разных цветов, кроме белого, которое у монголов считалось траурным. На Кавказе они поставили ногайцев с черным знаменем, получивших название караногайцев (кара – черный), сохранившимся и до сего времени; караногайцев тотчас признали героями, потому что они заняли опасную позицию против воинственных племен Кавказа, хотя последние жили тогда мирно, на плоскости, а горы пустовали. Напротив, благодаря появлению в 11 веке монголов эти « воинственные племена» от страха сами скрылись в горах, где и пребывают до нашего времени. Ногайцы, стоявшие на Аграхани, приобрели славу непобедимых  и долгое время держали население Кавказа в паническом страхе. Тумен караногайцев избрал себе местом стоянки устье Терека и получил название Терекли-Мектеб-Тумен; заречные же горцы назвали его просто Терекли, а русские, скоро пригнанные и построившиеся около городком, называли Тумен-городок. Одновременно с Туменом, возникло на берегу моря другое русское селение, под названием Брянск. Этот исторический Брянск, однако, не следует смешивать  с Брянском современным, основанным в 17 веке помещиком Всеволодским, который дал селению уже готовое название: на этом месте селение того же наименования в первый раз возникло в 11 веке, а во второй раз в 16 в. при князя Звенигородском. Всеволодский также дал название и другой своей деревне Черный Рынок, которая слыла у ногайцев под страшным названием Кара-базар, вследствие того, что тут продавали белокурых женщин, плененных на Волге, а отсюда уже по высокой цене перепродавали в Турции и Персии. Это было такое время, о котором в наше время и вспоминать страшно. В Тумене, первоначально жили частью армяне в качестве пленных и туда же были пригнаны в том же качестве и русские. В степной полосе Терека рыскали тогда казахи (по-нашему абреки, разбойники). Это были отщепенцы, изгои местных племен, вольно гулявшие в степи и делавшие набеги на все четыре стороны, не разбирая ни своих, ни чужих. Они нередко набегали и на отдаленные тогда русские границы, и русские полагали, что это особый народ, который прозвали казахами, о чем нередко упоминается в русских летописях. Независимая и гуляющая жизнь казахов вызывала зависть у русских и армян, а потому и те и другие стали массой примыкать к ним. Сначала они растворялись в среде казахов, а потом массовым приливом стали растворять уже самих казахов в своей среде. Вот из этой-то этнографической каши, в которой все же подавляющая масса состояла из русских, уварился тип русского казака. Казаки этого типа с 11 века продержались здесь в добром согласии со всеми тут живущими народами до 16 века, т.е. до появления здесь князя Звенигородского и воеводы Хворостинина.
С появлением здесь представителей власти Московского царства, правопорядок на Тереке изменился коренным образом, что впрочем и не мудрено было, ибо московские, нижегородские и казанские стрельцы пришли сюда с «вогненным боем», чем имели основание немало гордиться перед туземцами, вооруженными всего только стрелами. Прибывшие власти как бы разделили между собой остров Тюмень. Звенигородский занял Брянск, причем пытался переименовать остров Тюмень в Звенигородское княжество, но название это, однако, не удержалось. Хворостинин прогнал ногайцев с насиженного ими места Терекли-Мектеб-Тумена и последний с того времени стал называться уже навсегда Терки. Населен он был всеми племенами Кавказа и всегда слыл разбойничьим гнездом, причем немало причинял неприятностей  Московскому царству, создавая иногда дипломатические затруднения с персами и турками, а иной раз и непосредственным пособничеством  Зарудскому и Марии Мнишек, домогавшимися в Астрахани отложиться от Московского царства. Но все же, в конечном результате, Терки служил первоначальным гнездом откуда казаки пошли разливаться по Кавказу, строго отмечая рубеж России и защищая его всеми силами до нашего времени.
Первоначально, в 11 веке, при нашествии монголов, русские не имели никакой физической возможности появляться на Кавказе по той причине, что между последним и тогдашней границей России (Воронеж-Рязань) лежал степной пустырь Азовских и Астраханских царств.
Пустырь этот долгое время был непреоборим для русских, и единственным свободным путем для проникновения на Кавказ служила для них Волга и Каспийское море, по которым, как и троглодиты, они и пускались на своих утлых бударках на отважные предприятия. Приведу интересный пример заселения Брянска, полный поучительности, ярко бросающий свет на нравы и обычаи древлян Кавказа.
В русских летописях впервые упоминается о Брянском княжестве в 1146 году. Народ был неизвестного славянского племени и в разное время состоял то под властью Литовских князей, то Московских. А «в лето 1340 злые коромольницы  Брянцы убили князя Глеба: бе же вто время в Дебрянске и митрополит Феогност не возможе уняти их». От страха они бродили по Руси, как раз в то время, когда по ней рыскали монголы. Последние подобрали этих молодцов и угнали на Кавказ, где только они и могли остаться в сохранности от московских преследований. Место своего поселения на Кавказе они, в память своей родины, назвали «Брянск», сохранившее свое название по настоящее время, а реку, прозванную монголами Беро-Озек, назвали Брянцейм (теперь река превратилась в Ерик). Эти крамольники просуществовали до появления Звенигородского и сейчас же бежали, как только показались русские стрельцы. Следовательно, они немало внесли славянской крови в туземные племена Кавказа, которые поэтому могут себя утешать себя пословицей - долг платежом красен.
В следующий раз предполагаю коснуться времени и событий появления Бутурлина со стрельцами, которым волей судьбы пришлось создать на Кавказе знаменитый семейный полк, полный мифических сказаний и в то же время положить прочное основание бесконечной Кавказской войне из-за баб, длившейся почти 3 века.
---
Примечание. Кажется, благое пожелание редакции "Терских ведомостей" 1911 года до сих остается актуальным. К сожалению, автор этой статьи, скрывающийся под псевдонимом "Земляк", указывает в качестве источника своих изысканий только название книги, вышедшей в Париже в конце 19 в. (название в переводе на русский язык - "Европа, Россия и Китай"). Остается загадкой и настоящее имя псевдонима.

Отредактировано львович (2023-11-07 08:15:12)

0

128

Разсказъ гребенца Ивана Демушкина о походе Князя Бековича-Черкасскаго на Хиву въ 1717 году.

«До Аму-Дарьи киргизы и трухмены делаіи на насъ два большiя нападенія, да мы ихъ оба раза какъ мякину постепи развеяли.
Яицкіе казаки даже дивовались, какъ мы супротивъ длинныхъ киргизскихъ пикъ ихъ въ шашки ходили. А мы какъ понажмемъ поганыхъ халатниковъ, да погонимъ по кабардинскому, такъ они и пики свои по полю разбросаютъ; подберемъ мы эти шесты оберемками, да после на дрова рубимъ и кашу варимъ.
За одинъ переходъ отъ Хивы ханъ, наконецъ, замирился и просилъ остановить войска, а самаго князя звалъ въ гости въ свой хивинскій дворецъ. Собравшись ехать къ хану, Бековичъ взялъ съ собою нашихъ гребенскихъ казаковъ триста человекъ, у коихъ еще были лошади, и мы отправились, прибравшись въ новые чекмени и бешметы съ галуномъ, а коней поседлали съ наборною сбруею. Хива городъ большой, обнесенный стеной съ каланчами, да только улицы въ ней очень уже тесныя. У воротъ насъ встретили знатнейшіе хивинскіе вельможи; они низко кланялись князю, а намъ съ усмешкой говорили: «черкесъ-казакъ якши, рака будемъ кушай». Ужъ и дали они намъ раки, изменники треклятые, трусы подлые, что умеютъ бить только лежачаго.
Справивши почетную встречу, повели они насъ въ городъ, а тамъ у нихъ были положены две засады за высокими глиняными заборами. Уличка, где эта ловушка была устроена и по которой мы шли, была узенькая и изгибалась какъ змея, такъ что мы проезжали по два и по три коня, и заднимъ совсемъ не было видно переднихъ людей за этими кривулями.
Какъ только миновали мы первую засаду, она поднялась и запрудила дорогу переднимъ, и начала палить изъ пищалей. Наши остановились и не знаютъ впередъ ли, назадъ ли действовать, а въ это время показались новыя орды съ боковъ, и давай въ насъ жарить съ заборовъ, съ крышъ, съ деревьевъ и изъ оконъ домовъ. Вотъ въ какую западню мы втюрились. И не приведи Господи, какое тамъ началось побоище: пули и камни сыпались на насъ со всехъ сторонъ, и даже пиками трехсаженными донимали насъ—вотъ, какъ рыбу, что багрятъ зимой на Яике.
Старшины и пятидесятники съ самаго начала крикнули: «съ коней долой, ружья въ руки!» а потомъ все подаютъ уже голосъ: «въ кучу молодцы, въ кучу!» А куда въ кучу, коли двумъ, тремъ человекамъ съ лошадьми и обернуться негде. Бились въ растяжку, да и бились же не на животъ, а на смерть, поколь ни одного человека не осталось на ногахъ. Раненые и те отбивались лежачіе, не желая отдаваться въ полонъ хивинцамъ. Ни одинъ человекъ не вышелъ тогда изъ треклятой трущобы, все тамъ полегли, а изверги издевались даже надъ казацкими телами: отрезывали головы и, вздевши ихъ на длинныя пики, носили по базарамъ. Самого Бековича схватили раненаго, поволокли во дворецъ и тамъ вымучили у него приказъ къ отряду, чтобы расходился малыми частями по разнымъ ауламъ. А когда войска разошлись такимъ глупымъ порядкомъ, то, въ те поры, хивинцы однихъ побили, другихъ разобрали по рукамъ и повернули въ яссыри. Съ самаго Бековича, после лютыхъ мукъ, съ живаго содрали кожу, приговаривая: «не ходи Девлетъ*) въ нашу землю, не отнимай у насъ Аму-Дарьи реки, не ищи золотыхъ песковъ…..»
_________________________________________________________________________________
Въ поискахъ за торговымъ путемъ въ Индію, Петръ Великій снарядилъ войска подъ начадьствомъ князя Александра Бековича-Черкасскаго, причемъ въ составъ этого отряда вошли 500 гребенскихъ и часть терскихъ казаковъ. Бековичъ выступилъ изъ Гуръева-городка въ іюне 1717 года и направился по безводнымъ и неприветливымъ средне-азіятскимъ степямъ къ Хивинскому ханству. Исходъ этой зкспедиціи былъ печаіенъ. Отрядъ былъ изменнически уничтоженъ ордами предателя хана Ширъ-Гази, поклявшагося на коранЬ не поднимать больше оружія противъ русскихъ и, пригласившаго кн. Бековича посетить Хиву. Немногіе изъ бойцовъ этого отряда вернулись на родину, —иаъ нихъ: яицкий казакъ Емельяновъ, татаринъ Алтынъ, гребенской казакъ Белотелкинъ и вожакъ похода туркменъ Хаджи-Нефесъ, осенью 1717 года, передъ сенатомъ и царемъ сообщили все подробности гибели отряда. Гребенцы—Щедринскаго городка казакъ Петръ Стрелковъ и Червленнаго городка казакъ Иванъ Демушкинъ, перепроданные хивинцами въ рабство въ Персію, бежали оттуда и вернулись на Терекъ.

СБОРННКЪ ИСТОРИЧЕСКИХЪ, БЫТОВЫХЪ и ГЕОГРАФИЧЕСКО-СТАТИСТИЧЕСКИХЪ СВЕДЕНИЙ О ТЕРСКОМЪ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. Составил Войск.ст. А. РЖЕВУСКIЙ.

Отредактировано Zolin (2024-01-30 15:25:49)

0

129

https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t674469.jpg
Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 / док. изд. и введ. снабдил М. Полиевктов. - Тифлис : изд. Тифлис. ун-та, 1926.

0

130

Челобитная мурз Татархана и Тонжехана Араслановых Черкасских царю Михаилу Федоровичу о следствии по поводу нападения гребенских казаков на их людей и узденей, ехавших из Кабарды в Терский город (1644 год).

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои Татарханко да Тонжеханко мурзы Араслановы.
В прошлом, государь, во 151-м году ехали ис Кабарды в твою государеву отчину в Терской город дворовые наши людишка и задворные узденишка с 30 человек з женами и з детьми и з запасишком нашим. И как, государь, будут оне на Сунше-реке против Холопья городища, гребенских городков с Чернова и з Белой и з Гремячей атаманы Андрей, да Пимин, да Олтух со всеми своими станицами, да терскова, государь, казачья атамана Курдюковы станицы казаки Байтерек да Евлаш с товарищи по наученью казачья ж атамана Федора Шевеля тех людишек наших побили, а иных з женами и з детьми в полон поимали. Да на том же, государь, погроме взяли 100 быков да 60 телег запасу. И мы, холопи твои, о том погроме били челом тебе, государю, а на Терке твоим государевым воеводам Михаилу Петровичю Волынскому с товарищи в съезжей избе подали челобитную, чтоб он про то велел сыскать, а по сыску указ учинить. И твои государевы воеводы Михаила Петрович Волынской с товарищи сыску и указу нам о том не учинили, потому что с тех воровских атаманов и казаков побрали оне посулы большие да мамку нашу з дочерью.
Милостивый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, про тот погром, что оне, воровские атаманы и казаки, погромили людишек наших, сыскать терскими и гребенскими атаманами и казаками, а по сыску свой государев указ учинить, как тебе, государю, бог известит.
Царь государь, смилуйся, пожалуй.

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1644-1645

0

131

Как это было...
О повседневной боевой жизни Гребенских казаков. Часть первая.
----------------------------
В 1701 году кумыкский князь Муртазали, вместе с казаком Костькой Ивановым, подступил к Щедринскому городку (Гребенского Войска) с 3-тысячной партией. Казаки отбивались геройски, им помогали женщины, и неприятель, неся большие потери, не смог ворваться в городок, а между тем подоспела и помощь. В Щедринской находился в то время князь Адиль - Гирей, который после смерти своего отца Хаз - Пулата наследовал власть над инородцами и Терскими казаками. Он ещё раньше, как только получил известия о сборах неприятеля, послал просить помощи у Донского Войска. Донцы тотчас собрали и двинули на Терек лёгкий 6-сотенный конный полк, который идя форсированным маршем, поспел вовремя. Завидев двигавшийся лес пик, Муртазали поспешно отступил от Щедринской и ушёл в свои улусы. Низкий нравственный уровень сказался на тех казаках, которые с Костькой Ивановым поселились среди кумыков и чеченцев. Отвергнутые Родиной, живя годами среди чужого племени, без священников и церковной службы, они скоро забывали Веру отцов, за которую когда - то так страстно ратовали, и, опускаясь нравственно всё ниже и ниже, стали враждебны всему, что им напоминало Родину. Вместе с кумыками и чеченцами нападали они на казачьи городки, грабили и опустошали их.
(В. Потто, "Два века Терского казачества", издание 1912 года).
У Амир - Аджи - Юрта появилась партия конных абреков, и в тот же день нашли двух солдат убитыми невдалеке от укрепления. Потом пропали 2 Гребенских казака, шедшие из Щедринской станицы на Лафетов пост, и только по следам, оставшимся на мокрой траве, можно было догадываться, что чеченцы, засев в густом лесу по обе стороны узкой дороги, где шли казаки, набросились на них сзади. Выстрелов никто не слышал, а между тем лужа запёкшейся крови ясно свидетельствовала о происходившей здесь схватке. Ещё не успели наговориться об этом происшествии, как на заре поднялась тревога в Щедринской станице. Накануне был праздник Спаса Преображения, и казаки, прогулявшие всю ночь на станичном майдане, крепко спали, как вдруг набатный колокол поднял всех на ноги. Оказалось, что горцы напали на табун, ходивший в нескольких верстах от станицы. Двое сторожевых казаков были захвачены в плен, но третий вскочил на коня и, гикнув на табун, во весь опор погнал его к станице. Как ни трудно было ему уходить от 14 конных чеченцев, но казак так искусно управлял табуном, что горцы сочли за лучшее бросить эту добычу и при первом звуке станичного колокола скрылись за Терек. Табун таким образом был спасён, а к вечеру сбежал из плена и один из казаков - Василий Гяуров. По его рассказу он, улучив минуту, когда партия переправлялась через Терек, столкнул сидевшего позади его чеченца, а сам кинулся в воду и, как отличный пловец, вынырнул на таком расстоянии, что горцам ловить его было некогда, а стрелять они побоялись.
(В. Потто, "Кавказская война. Том 5. Время Паскевича, или бунт Чечни").
Рассказ дедушки Афоньки Гяурова.
Мне было тогда около 7 лет, пахали под просо, было около обеда, уже некоторые отпрягали варить, но все ещё пахали. Агафон Григорьевич Абрамов ходил за плугом. Смотрим мы, малыши, сидевшие на ярмах, на Панин повыехали.
- Смотри — говорим — сколько казаков на Папином бугре!. Со значками!
А их 500 человек было. И значки у них (10—15 человек - значок).
Посмотрел Агафон Григорьевич и говорит:
— Да ведь это чеченцы! Бегите к Дениса Григорьевича плугам!
А сам — цап ружьё и к лошади. Тут ходила спутанная наша лошадь, пахали сложившись, наших Гяуровых был один я, с Абрамовской стороны четверо. Ружья тогда были у всех на тяглах, сошки в тягло пробуравлены и ружьё на сошках. Схватил Агафон Григорич ружьё, распутал лошадь, сел и поскакал за Денис Григоричем. Пахали тогда у Папина 1 десяток потому, что общество перессорилось: одни кричали пахать у Поповского, другие у Папина, и одни пахали там, десяток пахал у Папина. Кабы чеченцы напали попоздней, они бы ничего не взяли. Хотели уже отпрягать, тогда пахали много, далеко один от другого, а стояли все в кучу. Арбы одер - в - одер, так круг и делали, вагенбург называется. Люди все в серёдку, на ночь скотину тоже посреди, и так всю ночь часовые и ходят. Вот поскакал Агафон Григорьевич за Денис Григорьичем, а Денис Григорьевич пошёл на охоту, он был офицер. Вот чеченцы и пошли рубить, всех стариков и малолетков перерубили, нас, маленьких, забрали, кто двух захватил на лошадь, кто трёх, потом другим на лошадь передавали. 25 человек изрубили, 25 взяли в плен. Дядька Шалимка Шамин схватил ружьё, наставил и водит, то на одного наставит, то на другого. Не подпускает, а стрелять боится: выпустишь патрон, а зарядишь не скоро. Вертелся, вертелся, водил, водил,—только вдруг прострелили ему руку. Видит он, что приходится пропадать, упал наземь и не ворочается, притворился мёртвыми. Наскочат чеченцы, натянутся шашками, лошади боятся. Секут его, норовят всё в голову, а он втянул голову, не шевелится. Подумали, что мёртвый, бросили. После очнулся, вся голова в лоскутах, так кусочки и болтаются. Что ж, бабушка потом вылечила, славно раны лечила. После смеёмся, бывало: "Что, дядя, хорошо тебя чеченцы почистили!?"... Взяли нас и по сёдлам. Видим, торопятся, спешат. Тут из орудий — гу! Переполоху ещё больше, орудий было 2, на быках тащить нужно было, или люди тащили. Вытащили орудие в крайний лесок, и обнаружиться боятся: как бы чеченцы не наскочили. Наконец дунули из второго орудия, тут уж вовсе чеченцы испугались, сбились с брода в суматохе, стали прыгать прямо с берега. Прыгают куда ни попадя, сбились, нас держат за сёдлами, 25 нас, глупой детворы, все почти 7-летние. Вижу я, приходится пропадать, вскочил на спину коню, схватился за шею чеченца и держусь. Было страшно, кучей плыли, упадёшь - пропал совсем. Везли нас лесом по - над Сунжей, где теперь Умахан - Юрт, а там делили. Вывезли на чистое место, посадили вряд 25 человек, и делили. На 20 человек - одного ребёнка, поделили и разъехались. Меня держали в Автурах около года, потом выменяли, близко совсем - из дому часто гостинцы привозили. Бывало, приедет татарин, привезёт штаны и рубашку - поклон от родителей. Знали, где я находился, а выкупить не на что было, ожидали размена. Держали меня хорошо, кормили, в семье было немного: хозяин, мать - старуха, да жена с ребёнком. Бывало, напекут пышек:
— На пышку!
Схватишь, и на улицу, обступят татарчата, просят. Тому кусок, тому другой, смотришь - ничего и не осталось, бежишь опять.
— Куда дел? Неужели съел? Врёшь, неправда. Верно, пораздавал ребятам? Нет, садись тут, кушай.
Ешь пышку, сыр, а на улицу не пускают... Зима, снег. Прибегает хозяин, сказал что - то жене, берёт винтовку, убегает. Собрали нас в дорогу, на кутан - я, старуха, молодая с ребёнком. Прислали мне шубу из дому, длинные рукава у шубы. Отрезал я у шубы рукава, натянул на ноги, надел шубу и идём. Снег в колено, из сил выбиваемся. Пришли на кутан, там скотина, просидели там, прибегает опять хозяин - велит итти ещё куда - то, а сам подхватил скотину и гонит. Шли долго, во рту крошки не было. Загнали куда - то в горы, тут целый лагерь, переночевали. Ждём, а хозяин опять побежал сражаться. Долго так скитались, пока слышим - ушли русские. А мне — страшно. От своих, от русских бегаем, а мне страшно, вместе с чеченцами, привык. За год так налопотался по - чеченскому—домой привезли, не знал ни словечка по - русски, а теперь не знаю ничего по - ихнему. Стали брить мне голову, говорит старуха: надо обрить голову, а я—не даваться. Было сбежать пустился, отбиваюсь, — не дамся!... Взяли каких - то пленных, разменяли меня после сражения, привезли до дому, со мною было 2 чеченца. Мать, родные - плачут, суют мне гостинцы. Вот—мать, — чеченцы указывают, а мне прискучило, наелся, захотелось домой.
- Айда домой!, - говорю я чеченцу, все как ахнут!. Совсем было отвык от дому...
(Г. Ткачёв, "Гребенские, Терские и Кизлярские казаки. Книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах", издание 1911 года).
Храбрые Линейцы имели много случаев выказать свою беззаветную отвагу и необычайную находчивость при самых трудных обстоятельствах. Из их бесчисленных подвигов нельзя умолчать об одном, наиболее ярко обнаруживающим удаль Терского казака, - о 12 Линейцах, отправленных с депешами из Эрзерума в Бей - Бурт. Уже в начале своего пути казаки встретили транспорт, конвоируемый сильным прикрытием, которое предупредило их, что по дороге проехать крайне опасно, так как вся окрестность наполнена Турецкими шайками. Тогда Линейцы выбрали из своей среды старшим старого Гребенского казака Семёна Бакалдина, бывшего в Кавказских переделках, осмотрели ещё раз коней и оружие и, возложив упование на милосердие Божие, тронулись в путь, усиливая свою бдительность. Но как ни осторожно ехали казаки, на третьем переходе они вдруг лицом к лицу столкнулись с 30 конными турками, внезапно выехавшими из придорожного оврага. Казаки, по знаку Бакалдина, спешились и, залегши за камнями, открыли огонь. Турки сделали то же, и на большой дороге закипела оживлённая перестрелка. Бакалдин смекнул, что сколько бы времени они не стреляли, а ехать вперёд всё же надо, да и турок пулей с дороги не сгонишь, крикнул: "На конь!". В минуту Линейцы были уже в сёдлах, дали залп и, выхватив шашки, ринулись на неприятеля. Внезапность нападения до того озадачила турок, что толпа их бросилась с дороги в сторону, к ближайшей деревне, не успев захватить даже тело одного из своих товарищей. Казаки неслись за ними с ужасающим гиком, но заметив, что из деревни скачет другая толпа, они, отстреливаясь, отступили опять на дорогу и, проскакав по ней во весь дух несколько вёрст, поехали шагом. Погони не было. Но вот на дороге узкий каменный мост, с двух сторон подступали к нему громадные скалы и, сдвинувшись вместе, образовывали такой узкий коридор, по которому можно было проехать только гуськом. Казаки приостановились, Кавказское казачье чутьё подсказывало им, что здесь должна быть засада. И действительно, несколько выстрелов, пушечных на удачу, разом вызвали 20 ответных пуль. Теперь не было сомнения, что неприятель засел по гребню скалы и сторожит свою добычу, но миновать это роковое место было нельзя. Казаки попытались было выбить врага меткими выстрелами, но пули рикошетили, ударяясь о камни, и безвредно проносились над головами турок. Патроны между тем все были израсходованы, и оставалось одно - прорваться через ущелье. Бакалдин опять крикнул: "На конь!", и казаки гуськом, по кустам понеслись под перекрёстным огнём неприятеля. Но видно Бог хранил удальцов - ни один турок не загородил им дороги, ни одна пуля не попала в цель, и через несколько минут удальцы были вне опасности. Дав вздохнуть коням, Бакалдин раздал товарищам несколько патронов, случайно сохранившихся у него в перемётных сумках, и снова казаки тронулись в путь. Но едва они проехали версты 2, как в третий раз перед ними явился неприятель в числе 28 человек, преградивший им дорогу. Но, изведав уже на опыте, что перестрелка не приведёт ни к чему, казаки, выхватив шашки, ринулись на турок и через минуту вогнали их в лесистое ущелье. Ещё час пути - и вдали показался Бей - Бурт, казаки вздохнули свободно. Главнокомандующий произвёл Бакалдина в урядники и пожаловал ему Знак отличия Военного ордена, 2 другие Креста украсили грудь его товарищей, по выбору самих казаков. Это были Терско - Семейного Войска казак Андрей Панков и Моздокского - Мартин Мельников.
(М. Караулов, "Терское казачество").

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно