Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ


ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ

Сообщений 121 страница 129 из 129

121

Государственная Публично-Историческая библиотека России
Ткачев, Георгий Алексеевич. Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах / сост. Г. А. Ткачев. - Владикавказ : Тип. Терск. обл. правления, 1911.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/20556-tkac … avkaz-1911

0

122

"Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине XVIII столетия" в Кавказских епархиальных ведомостях № 2 за 1877г., начиная со стр.60

http://sg.uploads.ru/t/wrCBV.jpghttp://s3.uploads.ru/t/L0WKZ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/vQrnT.jpghttp://sh.uploads.ru/t/mynx4.jpg
http://sd.uploads.ru/t/nI0S1.jpghttp://s5.uploads.ru/t/IlsJ6.jpg
http://sd.uploads.ru/t/SuLiN.jpghttp://s8.uploads.ru/t/2Ljh3.jpg
http://s8.uploads.ru/t/yGtCz.jpg

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med … f7a4e0.pdf

0

123

Продолжение в Кавказских епархиальных ведомостях № 3 за 1877г., начиная со стр.94

http://s7.uploads.ru/t/v4ZOe.jpghttp://sd.uploads.ru/t/Hs8Wf.jpg
http://s8.uploads.ru/t/sXuh4.jpghttp://s3.uploads.ru/t/KIQNb.jpg
http://sg.uploads.ru/t/1F8kd.jpghttp://s3.uploads.ru/t/0nPcf.jpg
http://s3.uploads.ru/t/vdDLY.jpghttp://s8.uploads.ru/t/g2D30.jpg
http://sd.uploads.ru/t/HTvxE.jpg

0

124

О жизни гребенских казаков сообщают, в частности, документы 1627—1629 гг., связанные с поисками серебряных руд в горской «землице Таабыста», находившейся на территории Кабарды и Балкарии (4). Очевидно, гребенские казаки в хозяйственном плане освоили территории в междуречье Терека и Сунжи. Причем среди терско-гребенского казачества особенно популярны были как наиболее безопасные места для поселений привычные им устья, а также верховья малых рек с их готовыми природными «твердями» — речными мысами и островами, которые легко можно было превратить в неприступные крепости.
Ранние городки терских и гребенских казаков назывались или по именам первооснователей, или выборных атаманов, или же по местам выхода первопоселенцев, а также и в связи с местной топонимикой края; например, Курдюковский (Курдюк Иванов), Шевелев (Федор Шевель), Шадрин, Кирьяков, Степанов, Семенов, Барматов, Вязанов и др., но Червленый, Медвеженский, Наурский и т. д. (5)
Некоторые городки назывались по названиям рек — Быстрой, Черной, Белой, Гремячей в
Гребенях, или местными именами — Оксай, Аргун и др., или же русскими именами. Ряд городков, как бы «кочуя», перемещался то на левый, то на правый берег Терека, то в его среднем течении и ниже, однако основное «гнездо» городков оставалось в устье Сунжи.
После стихийных бедствий (разливов рек, пожаров, частых моровых поветрий) и разрушений от нашествий иноземных захватчиков городки отстраивались заново или же переносились в новое, более удобное и безопасное место, иногда возрождаясь под новыми именами или же сливаясь друг с другом. Основательно географию расположения гребенских и терских городков перекроил в середине XVII в. поход иранских войск и их союзников на Терек — это так называемое казаками «кызылбашское разоренье» 1653 г., когда были опустошены все казачьи Гребни (6). Если до этого были городки Шевелев, Царев, Кирьяков, Медвеженский, Бармата, Семенов, Сарафанников, Потапов, Вязанов, Левонтьев, Симонова, Афанасьев, Слепова, то после 1653 г. остались невосстановленными городки Курдюков, Шадрин, Ищерский, Верхний и Нижний Червленный, Наурский, Гладковский, Аристов и др., т. е. было уничтожено более 10 казачьих городков (7

0

125

http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/2/t703124.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/2/t237922.jpg

0

126

львович написал(а):

… о выкупе в 1734 г. из хивинского плена сотника Данилова и казака Яковлева.
[Юдин Павел Львович. Астраханский губернский архив и его материалы, 1911]

Просматривая опись дел к ф.599 в ГААО, в начале ничего интересного не заметил, обычное дело с "бытовым" характером Гребенского казачества, единственно зацепил момент "казаку вышедшему из плена", решил посмотреть и не ошибся...

Прошение Гребенского Войска атамана Ивана Петрова о дозволении казаку, вышедшему из плена жениться на другой. (ГААО ф.599, оп.2, д.38)

Подано 1739 году июля 30 дня.

Великие господин преосвященейший Иларион епископ Астраханский и Ставропольский.

Вашему архипастырскому благославению объявляю Гребенскаго войска Щедрина городка казак Федор Яковлев пошел в поход  в Хиву с черкаским князем  Александрою Бековичем и оной Яковлев был в Хиве в неволе дватцать четыре года; а после оного Яковлева осталась жена Анна Дмитрева и ждала она мужа своего  восемь лет  и чрез вышедших из Хивы оная Дмитрева уведомилась, что муж ея убит, которого  и поминали и оная Анна Дмитрева на девятом году пошла за другова  мужа за которым прижила четверо детей, которые имеются все в возрасте, а она Дмитрева при старости и скорбия; того ради вашего архипастырского благословения рабски просила Гребенскаго войска войскового атамана и всего Гребенскаго войска старшины  и казаки, дабы повелено было вышедшему из плену Гребенскому казаку Федору Яковлеву женитца на другой жене, ибо оной казак Яковлев желает служить Ея Императорскому Величеству и хочет жить домом, а прежную свою жену Анну Дмитреву; того ради не бетречаго оная имеется при старости и скорбна и от детей не хочет ея хочет разлучить.   

О сим просит вашего архипастырского благословения богомолцы и слуги терскаго Гребенскаго войска войсковой атаман Иван Петров и все Гребенское войско благословения желаем и нижайши поклон отдаем.

Июля 17 дня 1739 года.

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/977/372520.jpg

P.s. из дела, датируемого 1739г. получается, что казак Федор Яковлев, пробыл в плену 24 года, т.е. попал в него в 1715г., до самого похода князя Бековича Черкасского. Здесь или не точность в годах проведенных в плену, либо Яковлев принимал участия в экспедициях до самого похода и угодил в плен. В подтверждении прилагаю статью:

29 мая 1714 года Пётр издает два Указа правительствующему Сенату о поездке Черкасского в Хиву и Бухару с поручением наладить торговые связи. В пути он должен был отыскать следы старого устья Аму-Дарьи. С этой рекой он связывал большие и далеко идущие надежды, в то время считали, что она ведёт прямо в Индию.
   Утром 28 октября флотилия во главе Черкасского вышла из Астрахани. Но ранняя зима и образовавшиеся у берегов моря сплошные ледовые поля не позволили флотилии добраться даже до Гурьева. С некоторыми потерями флотилия вынуждена была вернуться в Астрахань.
   В апреле – октябре 1715 года Черкасский возглавил флотилию российских судов, вышедшую в Каспийское море с изыскательными целями. Были изучены северное и восточное побережья Каспия, составлена первая правильная карта Каспийского моря. Черкасский первым из российских и европейских исследователей установил, что Аму-Дарья не впадает в Каспийское море, как это предполагали раньше. Открытием Бековича является также нанесение на карту «Море Карабугазское» в Карабогазском заливе, что в переводе означает Чёрная горловина.
25 (14) февраля 1716 года в Либаве Пётр I выслушав доклад капитан-поручика Черкасского и его объяснения по составленной им карте, в присутствии государственного канцлера Головкина и командира преображенцев Долгорукова, наградил Черкасского в знак признание его заслуг, званием капитана гвардии, что приравнивалось к полковнику по армии. И тут же в Либаве издал Указ «Об осмотре рек Амударьи и Сырдарьи и о приведении ханов Хивинского и Бухарского в подданство России», поручив князю продолжать начатое.
   В середине апреля 1716 года Бекович выехал в Астрахань. После тщательной подготовки он совершил вторую экспедицию по восточному берегу Каспийского моря, во время которого были заложены три крепости (Св.Петра у мыса Тюб-Караган, Александровское в заливе Александр-бай и Красноводск)и подчинены России кочевые туркмены, проживавшие на восточном берегу Каспийского моря. В это время Александр отправил своих посланцев к хану Ширгази с письмом, извещавшим, что он придёт в Хиву для установления дружбы и согласия. Примерно с таким же содержанием было отправлено письмо и бухарскому хану.
   Хивинский поход Александра Бековича начался в мае 1717 года.

https://cczy.livejournal.com/986472.html

0

127

Земляк. К истории русской колонизации Кавказа и о зарождении русского казачества на Тереке // Терские ведомости 1911 № 62 (19 марта)
Примечание редакции Терских ведомостей: "Ввиду важности затрагиваемых автором этой статьи вопросов и безусловной своеобразности и новизны их освещения с точки зрения имеющегося по этим вопросам исторического материала, редакция газеты дает место этой статье единственно в целях вызвать по настоящему вопросу обмен мнений".
Приблизительно лет 15 тому назад, в Париже, вышла книга одного французского ориенталиста, в переводе на русском языке: «Европа, Россия и Китай». Автор книги ездил в Китай специально с целью изучить летописи о временах нашествия монголов в Россию. Автора занимал вопрос: каким образом и почему Европа спаслась от кошмарного нашествия. Книга дает обстоятельные сведения не на искомые вопросы автора, а, напротив, вопросы нас теперь интересующие: о русской колонизации Кавказа и зарождении казачества на Тереке. Между прочим, автор нашел в китайских летописях подтверждение в том, что времена владычества монголов верно изложены в летописях армянских священников, которыми, однако, по недоверию  не пользовались русские историки, о чем сетовал г. Яковлев в своем фельетоне, напечатанном в газете «Россия», давно запретной. Очень естественно, китайские летописи суть и есть донесения монголов, составленные армянскими священниками. Это обстоятельство, на первый взгляд, может показаться странным и даже невероятным, а, между прочим, дело иначе и не могло обстоять. Вот почему считаю необходимым несколько отклониться в сторону от прямой задачи. Дело в том, что монголы прежде, нежели успели разгромить Россию, разгромили Армению до полного уничтожения этого царства и увели много десятков тысяч армян в плен, по обычаю всех азиатов древних времен. Пленных расселили в столицах татарских царств: в Казани, Астрахани, Сарае (ныне Саратов), в качестве ремесленников и служащих. Это признавалось со стороны монголов, якобы, милостью, дарованной за то, что признали их, армян, народом даровитым. По мнению монголов, народ, который умел создать такое цветущее царство и табуны чудных лошадей (карабахские и теперь славятся) лучше которых они не видели на длинном пути своих следований, должен быть полезным им, монголам. А чтобы задобрить армян, им предоставили свободу вероисповедования, строить свои  церкви, иметь своих священников, чем армяне и пользовались в широких размерах, понастроив церквей по Волге до самых верховьев реки. Армянские священники заняли выдающееся положение между монголами, и они то составляли донесения на их родину, и в то же время доносили все и на родину к своим; армяне же исполняли все поручения их, как люди, хорошо усвоившие языки монгольский и русский. Проявив свои лингвистические способности, армяне сделались настолько нужными монголам, что последние без них, положительно, шагу ступить не умели, и хотя русским казалось тогда, что армяне служат как-бы вершителями судеб их, но на самом деле положение армян было в тысячу раз хуже положения русских. Армяне, между прочим, облегчали участь русских, помогая им понимать монголов. Сплошь и рядом бывали случаи, что какой-нибудь проезжий монгол, входя в русский дом, грозным окриком - «палым мен», требовал себе особого татарского кушанья; причем, хозяева, не понимавшие  значения окрика, и не умевшие готовить это кушанье, расплачивались за это жестоко, так как неизбежно подвергались битью нагайками. И вот армяне научили русских готовить этот «палым мен», переделанный затем русскими в «пельмени». Блюдо это совсем не национальное русское; оно и сейчас остается национальным у китайцев и манчжуров.
Архив Эчмиадзинского монастыря мог бы служить богатейшим источником познаний не только о временах монголов, но и о временах русской колонизации Кавказа и зарождения русского казачества. Татарское казачество всегда здесь существовало, почитай что, с первобытных времен, ибо и слово казах (казак) татарское, а стало быть и казачество есть татарское порождение. Если бы было иначе, то, разумеется, русские позаботились бы назвать собственное порождение русским словом.
Монголы силы свои расположили по Волге от верховьев до железных ворот, т.е. до нынешнего Дербента. Монголов было всего 15 туменов, а каждый тумен состоял из 10 000 воинов. Туменам были присвоены знамена разных цветов, кроме белого, которое у монголов считалось траурным. На Кавказе они поставили ногайцев с черным знаменем, получивших название караногайцев (кара – черный), сохранившимся и до сего времени; караногайцев тотчас признали героями, потому что они заняли опасную позицию против воинственных племен Кавказа, хотя последние жили тогда мирно, на плоскости, а горы пустовали. Напротив, благодаря появлению в 11 веке монголов эти « воинственные племена» от страха сами скрылись в горах, где и пребывают до нашего времени. Ногайцы, стоявшие на Аграхани, приобрели славу непобедимых  и долгое время держали население Кавказа в паническом страхе. Тумен караногайцев избрал себе местом стоянки устье Терека и получил название Терекли-Мектеб-Тумен; заречные же горцы назвали его просто Терекли, а русские, скоро пригнанные и построившиеся около городком, называли Тумен-городок. Одновременно с Туменом, возникло на берегу моря другое русское селение, под названием Брянск. Этот исторический Брянск, однако, не следует смешивать  с Брянском современным, основанным в 17 веке помещиком Всеволодским, который дал селению уже готовое название: на этом месте селение того же наименования в первый раз возникло в 11 веке, а во второй раз в 16 в. при князя Звенигородском. Всеволодский также дал название и другой своей деревне Черный Рынок, которая слыла у ногайцев под страшным названием Кара-базар, вследствие того, что тут продавали белокурых женщин, плененных на Волге, а отсюда уже по высокой цене перепродавали в Турции и Персии. Это было такое время, о котором в наше время и вспоминать страшно. В Тумене, первоначально жили частью армяне в качестве пленных и туда же были пригнаны в том же качестве и русские. В степной полосе Терека рыскали тогда казахи (по-нашему абреки, разбойники). Это были отщепенцы, изгои местных племен, вольно гулявшие в степи и делавшие набеги на все четыре стороны, не разбирая ни своих, ни чужих. Они нередко набегали и на отдаленные тогда русские границы, и русские полагали, что это особый народ, который прозвали казахами, о чем нередко упоминается в русских летописях. Независимая и гуляющая жизнь казахов вызывала зависть у русских и армян, а потому и те и другие стали массой примыкать к ним. Сначала они растворялись в среде казахов, а потом массовым приливом стали растворять уже самих казахов в своей среде. Вот из этой-то этнографической каши, в которой все же подавляющая масса состояла из русских, уварился тип русского казака. Казаки этого типа с 11 века продержались здесь в добром согласии со всеми тут живущими народами до 16 века, т.е. до появления здесь князя Звенигородского и воеводы Хворостинина.
С появлением здесь представителей власти Московского царства, правопорядок на Тереке изменился коренным образом, что впрочем и не мудрено было, ибо московские, нижегородские и казанские стрельцы пришли сюда с «вогненным боем», чем имели основание немало гордиться перед туземцами, вооруженными всего только стрелами. Прибывшие власти как бы разделили между собой остров Тюмень. Звенигородский занял Брянск, причем пытался переименовать остров Тюмень в Звенигородское княжество, но название это, однако, не удержалось. Хворостинин прогнал ногайцев с насиженного ими места Терекли-Мектеб-Тумена и последний с того времени стал называться уже навсегда Терки. Населен он был всеми племенами Кавказа и всегда слыл разбойничьим гнездом, причем немало причинял неприятностей  Московскому царству, создавая иногда дипломатические затруднения с персами и турками, а иной раз и непосредственным пособничеством  Зарудскому и Марии Мнишек, домогавшимися в Астрахани отложиться от Московского царства. Но все же, в конечном результате, Терки служил первоначальным гнездом откуда казаки пошли разливаться по Кавказу, строго отмечая рубеж России и защищая его всеми силами до нашего времени.
Первоначально, в 11 веке, при нашествии монголов, русские не имели никакой физической возможности появляться на Кавказе по той причине, что между последним и тогдашней границей России (Воронеж-Рязань) лежал степной пустырь Азовских и Астраханских царств.
Пустырь этот долгое время был непреоборим для русских, и единственным свободным путем для проникновения на Кавказ служила для них Волга и Каспийское море, по которым, как и троглодиты, они и пускались на своих утлых бударках на отважные предприятия. Приведу интересный пример заселения Брянска, полный поучительности, ярко бросающий свет на нравы и обычаи древлян Кавказа.
В русских летописях впервые упоминается о Брянском княжестве в 1146 году. Народ был неизвестного славянского племени и в разное время состоял то под властью Литовских князей, то Московских. А «в лето 1340 злые коромольницы  Брянцы убили князя Глеба: бе же вто время в Дебрянске и митрополит Феогност не возможе уняти их». От страха они бродили по Руси, как раз в то время, когда по ней рыскали монголы. Последние подобрали этих молодцов и угнали на Кавказ, где только они и могли остаться в сохранности от московских преследований. Место своего поселения на Кавказе они, в память своей родины, назвали «Брянск», сохранившее свое название по настоящее время, а реку, прозванную монголами Беро-Озек, назвали Брянцейм (теперь река превратилась в Ерик). Эти крамольники просуществовали до появления Звенигородского и сейчас же бежали, как только показались русские стрельцы. Следовательно, они немало внесли славянской крови в туземные племена Кавказа, которые поэтому могут себя утешать себя пословицей - долг платежом красен.
В следующий раз предполагаю коснуться времени и событий появления Бутурлина со стрельцами, которым волей судьбы пришлось создать на Кавказе знаменитый семейный полк, полный мифических сказаний и в то же время положить прочное основание бесконечной Кавказской войне из-за баб, длившейся почти 3 века.
---
Примечание. Кажется, благое пожелание редакции "Терских ведомостей" 1911 года до сих остается актуальным. К сожалению, автор этой статьи, скрывающийся под псевдонимом "Земляк", указывает в качестве источника своих изысканий только название книги, вышедшей в Париже в конце 19 в. (название в переводе на русский язык - "Европа, Россия и Китай"). Остается загадкой и настоящее имя псевдонима.

Отредактировано львович (2023-11-07 08:15:12)

0

128

Разсказъ гребенца Ивана Демушкина о походе Князя Бековича-Черкасскаго на Хиву въ 1717 году.

«До Аму-Дарьи киргизы и трухмены делаіи на насъ два большiя нападенія, да мы ихъ оба раза какъ мякину постепи развеяли.
Яицкіе казаки даже дивовались, какъ мы супротивъ длинныхъ киргизскихъ пикъ ихъ въ шашки ходили. А мы какъ понажмемъ поганыхъ халатниковъ, да погонимъ по кабардинскому, такъ они и пики свои по полю разбросаютъ; подберемъ мы эти шесты оберемками, да после на дрова рубимъ и кашу варимъ.
За одинъ переходъ отъ Хивы ханъ, наконецъ, замирился и просилъ остановить войска, а самаго князя звалъ въ гости въ свой хивинскій дворецъ. Собравшись ехать къ хану, Бековичъ взялъ съ собою нашихъ гребенскихъ казаковъ триста человекъ, у коихъ еще были лошади, и мы отправились, прибравшись въ новые чекмени и бешметы съ галуномъ, а коней поседлали съ наборною сбруею. Хива городъ большой, обнесенный стеной съ каланчами, да только улицы въ ней очень уже тесныя. У воротъ насъ встретили знатнейшіе хивинскіе вельможи; они низко кланялись князю, а намъ съ усмешкой говорили: «черкесъ-казакъ якши, рака будемъ кушай». Ужъ и дали они намъ раки, изменники треклятые, трусы подлые, что умеютъ бить только лежачаго.
Справивши почетную встречу, повели они насъ въ городъ, а тамъ у нихъ были положены две засады за высокими глиняными заборами. Уличка, где эта ловушка была устроена и по которой мы шли, была узенькая и изгибалась какъ змея, такъ что мы проезжали по два и по три коня, и заднимъ совсемъ не было видно переднихъ людей за этими кривулями.
Какъ только миновали мы первую засаду, она поднялась и запрудила дорогу переднимъ, и начала палить изъ пищалей. Наши остановились и не знаютъ впередъ ли, назадъ ли действовать, а въ это время показались новыя орды съ боковъ, и давай въ насъ жарить съ заборовъ, съ крышъ, съ деревьевъ и изъ оконъ домовъ. Вотъ въ какую западню мы втюрились. И не приведи Господи, какое тамъ началось побоище: пули и камни сыпались на насъ со всехъ сторонъ, и даже пиками трехсаженными донимали насъ—вотъ, какъ рыбу, что багрятъ зимой на Яике.
Старшины и пятидесятники съ самаго начала крикнули: «съ коней долой, ружья въ руки!» а потомъ все подаютъ уже голосъ: «въ кучу молодцы, въ кучу!» А куда въ кучу, коли двумъ, тремъ человекамъ съ лошадьми и обернуться негде. Бились въ растяжку, да и бились же не на животъ, а на смерть, поколь ни одного человека не осталось на ногахъ. Раненые и те отбивались лежачіе, не желая отдаваться въ полонъ хивинцамъ. Ни одинъ человекъ не вышелъ тогда изъ треклятой трущобы, все тамъ полегли, а изверги издевались даже надъ казацкими телами: отрезывали головы и, вздевши ихъ на длинныя пики, носили по базарамъ. Самого Бековича схватили раненаго, поволокли во дворецъ и тамъ вымучили у него приказъ къ отряду, чтобы расходился малыми частями по разнымъ ауламъ. А когда войска разошлись такимъ глупымъ порядкомъ, то, въ те поры, хивинцы однихъ побили, другихъ разобрали по рукамъ и повернули въ яссыри. Съ самаго Бековича, после лютыхъ мукъ, съ живаго содрали кожу, приговаривая: «не ходи Девлетъ*) въ нашу землю, не отнимай у насъ Аму-Дарьи реки, не ищи золотыхъ песковъ…..»
_________________________________________________________________________________
Въ поискахъ за торговымъ путемъ въ Индію, Петръ Великій снарядилъ войска подъ начадьствомъ князя Александра Бековича-Черкасскаго, причемъ въ составъ этого отряда вошли 500 гребенскихъ и часть терскихъ казаковъ. Бековичъ выступилъ изъ Гуръева-городка въ іюне 1717 года и направился по безводнымъ и неприветливымъ средне-азіятскимъ степямъ къ Хивинскому ханству. Исходъ этой зкспедиціи былъ печаіенъ. Отрядъ былъ изменнически уничтоженъ ордами предателя хана Ширъ-Гази, поклявшагося на коранЬ не поднимать больше оружія противъ русскихъ и, пригласившаго кн. Бековича посетить Хиву. Немногіе изъ бойцовъ этого отряда вернулись на родину, —иаъ нихъ: яицкий казакъ Емельяновъ, татаринъ Алтынъ, гребенской казакъ Белотелкинъ и вожакъ похода туркменъ Хаджи-Нефесъ, осенью 1717 года, передъ сенатомъ и царемъ сообщили все подробности гибели отряда. Гребенцы—Щедринскаго городка казакъ Петръ Стрелковъ и Червленнаго городка казакъ Иванъ Демушкинъ, перепроданные хивинцами въ рабство въ Персію, бежали оттуда и вернулись на Терекъ.

СБОРННКЪ ИСТОРИЧЕСКИХЪ, БЫТОВЫХЪ и ГЕОГРАФИЧЕСКО-СТАТИСТИЧЕСКИХЪ СВЕДЕНИЙ О ТЕРСКОМЪ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. Составил Войск.ст. А. РЖЕВУСКIЙ.

Отредактировано Zolin (2024-01-30 15:25:49)

0

129

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t674469.jpg
Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 / док. изд. и введ. снабдил М. Полиевктов. - Тифлис : изд. Тифлис. ун-та, 1926.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - ИХ ИСТОРИЯ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно