ЗИГЗАГ ИСТОРИИ
Л. Н. Гумилев
Опубликовано // Л.Н. Гумилев. Этносфера: История людей и История природы. – М.: Экопрос, 1993. - 544 с. - 366 с
продолжение
Четыре каганата
В начале IX в. на берегах Северного моря появились страшные разбойники из Скандинавии - викинги, внутри Западной Европы начали выделяться новые народы, а в Астурии произошла первая, неудачная попытка реконкисты - обратного завоевания Пиренейского полуострова. Если соединить эти области с синхронным появлением возникшей активности воображаемой линией (или лучше полосой), то мы получим ось нового пассионарного толчка, полностью проявившегося в течение IX в.
В этот век состояние Восточной Европы характеризовалось Людовиком Немецким в письме к Василию Македонянину (871) как сосуществование четырех каганатов [+28]: Аварского [+29], Нормандского (т. е. Русского), Хазарского и Болгарского (на Дунае, ибо камского Великого Булгара Людовик не знал). Эти каганаты, как и три империи (включая халифат), были наследием минувших пассионарных толчков. Им предстояло выдержать удар от новой вспышки этногенеза. Поэтому, прежде чем перейти к рассказу о главной трагедии начавшейся эпохи, рассмотрим физиономии ее действующих лиц и взвесим их возможности и стремления.
Значение Аварского каганата, ограбленного франками и стесненного славянами, было минимально. Но все-таки это был барьер, сдерживавший агрессию немецких феодалов на рубеже Среднего Дуная.
Неизмеримо лучше было положение Болгарского каганата, потому что первые болгарские ханы Аспарух и Крум не обострили отношений со своими славянскими подданными, а наоборот, объединились с ними против греков. Постепенно болгары вовлеклись в европейскую политику, то поддерживая моравских славян против немцев (863), то посылая вспомогательные войска Людовику Немецкому против феодалов (863). Болгарскому князю Борису мешала лишь его языческая религия, и он сменил ее на православную (864). Это сделало Болгарию противником папства и немецкого королевства, но и союз с Византийской империей был скоро нарушен. В 894 г. наследник Бориса Симеон начал войну с греками, которая измотала обе стороны, без ощутимых результатов для Болгарии.
Большие неприятности причинили болгарам мадьяры, отступившие от хазар и нанятых теми печенегов в низовья Днепра в 822-826 гг. Однако печенеги оказались неудобными для хазар союзниками и около 890 г. хазарское правительство заключило мир с мадьярами и греками против печенегов и болгар. Последние одержали победу над хазарами, но потерпели большой урон от мадьяр, переправившихся в 893 г. через Дунай и захвативших множество пленных. Симеон, царь болгарский, ответил на это таким ударом, что мадьяры покинули свою страну и ушли за Карпаты, в верховья Тисы, где вобрали в свою орду остаток аваров. Низовья Днепра достались печенегам, а низовья Днестра - славянским племенам - тиверцам и уличам.
При создавшейся расстановке политических сил выиграли хазары. Они помирились с мадьярами, направив их воинственную энергию против народов Западной Европы, где последние Каролинги меньше всего беспокоились о безопасности своих крестьян и феодалов, как правило, недовольных имперским режимом. Хазарское правительство сумело сделать своими союзниками тиверцев и уличей, обеспечив тем самым важный для еврейских купцов торговый путь из Итиля в Тулузу. Наконец, в 913 г. хазары при помощи гузов разгромили тех печенегов, которые жили на Яике и Эмбе и контролировали отрезок караванного пути из Итиля в Китай.
Последней нерешенной задачей для хазарского правительства оставался Русский каганат с центром в Киеве. Война с русами была неизбежна, а полная победа сулила неисчислимые выгоды для итильского сеттельмента, но, разумеется, не для порабощенных хазар.
О происхождении и древнейшей истории этого четвертого, Русского каганата известно значительно меньше. Литература вопроса необъятна, но, к счастью, недавно была сделана критическая сводка фактов, наблюдений, текстов и мнений, покрывающая историю вопроса, отражающая современную научную точку зрения и исключающая фантастическую концепцию норманизма Руси [8].
Выводы этого исследования, в котором использованы 623 работы, сводятся к следующему.
В начале н. э. на берегах Среднего Днепра, в лесной и лесостепной зонах жили венеды - предки славян. К IV в. они разделились на склавинов и антов. Анты - греческое название союза племен на Правобережье Днепра, но сами себя эти племена называли - поляне, а потом их стали называть "русь"[+30]. В IX в. власть в русском городе Киеве захватил пришелец - варяжский конунг Хельги (Олег), не имевший отношения к местным русам. "Варяги" - не этническое, а профессиональное название; так в IX-Х вв. назывались банды пиратов разного этнического состава. Русы же хотя и не славяне, но давние обитатели Правобережья Днепра, распространившиеся в VI-VIII вв. на Левобережье, где ими были построены Чернигов и Переяславль. Эта территория в удельный период называлась "Русь" или "русская земля" (в узком смысле), в отличие от Русского государства (в широком смысле), включавшего Новгород, Суздаль, Рязань, Полоцк, Смоленск, Галичину, Волынь, Тмутаракань, низовья Днестра и Буга и некоторые неславянские земли с балтским и финским населением.
Это обобщение антинорманистских концепций представляется наибольшим приближением к исторической действительности и принято нами за основу дальнейшего анализа. Возражение вызывают лишь некоторые частности, из коих следует отметить две.
Первое: сопоставление росомонов IV в., описанных Иорданом [33], с роксоланами дань традиционному автохтонтизму [8, с.161]. Этноним "рос" и префикс "гох" не идентичны. "Rox" греческая передача персидского слова "равш/рауш" - блеск (жена Александра - Роксана носила персидское имя Раушанак - "блестящая"). Никакого касательства к аланам россомоны - предки русов не имели, равно как и к норманнам - викингам. И вот почему.
Знаменитое место летописи: "Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманны, т. е. норвежцы), анъгляне (ютландцы), друзии гьте (готы), тако и си" [42, т. I, с. 18], прекрасно прокомментировано Д. С. Лихачевым, но в подтверждение его вывода можно добавить, что под готами летописец XII в. не мог подразумевать остров Готланд, населенный в его время шведами и покинутый готами в середине II в., т. е. за тысячу лет до того, как он писал этот текст. Готы здесь - это крымские или причерноморские готы - тетракситы, хорошо известные русскому читателю XII-XIII вв., упомянутые в "Слове о полку Игореве". А раз так, то причисление Руси к данной этнической группе имеет лишь палео-этнографический смысл: россомоны, как и готы - осколки Великого переселения народов, застрявшие в Восточной Европе, а наименование их "варягами" показывает профессию Рюрика, который происходил из племени русов приднепровских, уже отчасти смешавшихся со славянами, но еще хранивших в IX в. некоторые черты древней северной культуры.
Около 800-809 гг. произошло второе переселение славян с берегов Эльбы на Восток. А. А. Шахматов предположил, что славяне бежали от франков Карла Великого. Эту версию трудно принять. Успехи Карла и его баронов крайне преувеличены хронистами и последующими историками. Франкам не удалось закрепиться ни на Эбро, ни на Тисе, ни на правом берегу Эльбы. Поэтому для переселения славян в страну с совсем иным климатом, туда, где господствует зимний мороз и летний зной (изотерма января ниже нуля), надо поискать иные мотивы.
Пассионарный толчок, проявившийся в Скандинавии в начале IX в., а в Западной Европе около 841 г., имел инкубационный период. В ареале этого толчка была северная часть Германии и, значит, берега Эльбы. Если это так, то перед нами обычная пассионарная миграция, из-за которой вятичи и радимичи сменили место обитания.
Обе ветви восточных славян в VIII в. были на подъеме пассионарного напряжения. Скудость источников заставляет прибегать к хронологической интерполяции, но этот метод дает результаты. Потомки антов IV в., победивших совместно с россомонами и гуннами готов, к началу IX в. имеют свой "каганат", т. е. суверенное государство с центром в Киеве и царя по имени Дир. Если мы учтем, что подъем этой ветви славян сопоставим с пассионарным толчком, вызвавшим Великое переселение народов и созданием из конфессиональных общин Малой Азии, Византии, то на VIII в. падает акматическая фаза, а на IX в. - надлом, как оно и произошло.
Высокий уровень пассионарности дал славянам преимущество над восточными балтами (ятвяги, голядь) и финно-уграми (меря, мурома, весь) и повлек слияние славянских племен в единый древнерусский этнос, осуществившееся в конце X в. Но славяне и хазары в VIII в. еще не сталкивались друг с другом и опасности друг для друга не представляли.
Второе: бесспорно, что взаимоотношения Русского и Хазарского каганатов не были "идилличными", но гибель ряда Полянских поселений в VIII в. не была делом рук хазар. В VIII в. хазары увязали в войне с арабами, а на рубеже Дона они закрепились только в 834 г., и тогда действительно война началась.
Если датировки гибели Пастырского поселения и других покинутых населением укреплений [8, с. 172] правильна, то противниками славян и русов могли быть только авары, контролировавшие земли кутургуров (западной ветви болгар), от Карпат до Дона. В 631 г. авары подавили восстание кутургуров, остатки коих объединились с утургурами в 633 г. Когда же последние в 656 г. потерпели поражение от хазар, то болгары разбежались кто на Каму, кто на Дунай, кто в Италию, а бывшие земли кутургуров были заселены тиверцами и уличами.
Все эти события никак не уменьшили мощи аваров, которые "примучивали дулебов", т. е. господствовали в степях восточнее Карпат. Упадок Аварского каганата наступил в 800-809 гг. после того, как они проиграли войну с франками, а после этого рокового десятилетия началась хазарская агрессия на запад.
Такова "связь времен" или "логика событий". Антский или Полянский племенной союз, включивший в себя россомонов, возник как восточнославянский этнос вследствие пассионарного толчка II в. одновременно с Византией, и вместе с ней вступил в акматическую фазу, закончившуюся победой над жестоким врагом аварами, после чего славяне распространились до берегов Черного моря. В отличие от Византии, Полянский этнос пережил кризис перехода из фазы в фазу благополучно, так как он получил неожиданное, но весьма полезное подкрепление.
Надо учитывать, что Русский каганат был изолирован от стран, имевших письменную географию: Хазарский каганат отделял его от мусульманского Востока, Болгарский - от Византии, Аварский - от Германии. Вот почему сведения о русах IX в. были столь неполны и отрывочны. И вот почему немецкие авторы IX в. могли спутать забытых россомонов со шведами: те и другие были скандинавы, хотя предки россомонов еще в I-II вв. покинули свою родину.
Еще в X в. современники описывали русов и славян как два разных этноса, выступающих, как правило, совместно.
Значит, здесь была ситуация, похожая на ту, которая сложилась у тюрок и хазар, за одним, весьма важным, различием. Тюркюты принесли пассионарность хазарам, а россомоны и славяне были при встрече и контакте равно пассионарны, ибо сложились в ареале единого пассионарного толчка.
Теперь несколько слов о викингах, о коих есть столько превратных суждений, что надо избежать недоразумений. В IX в. в Скандинавии перенаселения не было, так как свободных фиордов и теперь много, хотя людей стало больше. Формация там была общинно-первобытная, и конунги являлись выборными племенными вождями. До IX в. скандинавы еле-еле отстояли свою землю от натиска лопарей, пока не загнали их на крайний север, в тундру. Викингами называли тех людей, которые не желали жить в племени и подчиняться его законам. Слово "викинг" носило тогда оскорбительный оттенок, вроде современного "пират, бандит". Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали как погибшего. И действительно, уцелеть в далеких походах и постоянных боях было нелегко. При этом викинги не обладали большей физической храбростью, чем остававшиеся дома, физическая смелость южных народов часто превышает мужество народов северных, но это не пассионарность, а другой поведенческий признак: не агрессивность, а способность к адекватной реакции, обычно проявляющийся при самозащите.
Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем впадать в истерическое состояние и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва. В нормальных условиях берсерков не терпели. Их заставляли покидать села и удаляться в горные пещеры, куда остерегались ходить. Но в отрядах викингов берсерки находили себе применение. Иными словами, пассионарность делает яростными даже не очень храбрых людей. Значит, викинги были людьми несколько отличного от прочих скандинавов склада. Обладая высокой степенью пассионарности, они были нетерпимы для малопассионарных норвежцев, которые предпочитали сидеть дома и ловить селедку. Поэтому пассионарная часть популяции отпочковывалась от основной массы народа и погибала на чужбине. Зато норвежские, датские и шведские воины-пассионарии разнесли славу своей ярости по всей Европе и вынудили ее обладателей защищаться.
Вторая часть
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.
2. Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.
4. Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957.
5. Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.
6. БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959.
7. Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. - В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976.
8. Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.
9. Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893-1896.
10. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.
11. Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874.
12. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949.
13. Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. - В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876.
14. Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. - "Вестник древней истории", 1960, N 3.
15. Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). - "Вестник ЛГУ", 1964, N 6, вып. 1, с. 83-95.
16. Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. И). - "Вестник ЛГУ", 1964, N 24, вып. 4, с. 78-88.
17. Гумилев Л. Н. Соседи хазар. - "Страны и народы Востока", 1965, вып. IV.
18. Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. - "Сообщения Гос. Эрмитажа", 1965, вып. XXVI.
19. Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. - "Сообщения Гос. Эрмитажа", 1965, вып. XXVI.
20. Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. - "Народы Азии и Африки", 1966, N 4, с. 85-94.
21. Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). - "Вестник ЛГУ", 1966, N 6, вып. 1, с. 62-71.
22. Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). - "Вестник ЛГУ", 1966, N 6, вып. 3, с. 81-90.
23. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., "Наука", 1967.
24. Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. - "Доклады ВГО. Отделение этнографии", 1968, вып. 6.
25. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.
26. Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. - "Природа", 1973, N 1.
27. Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. - "Русская литература", 1974, N 3.
28. Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. - В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123-125.
29. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990.
30. Древнетюркский словарь. Л., 1969.
31. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.
32. Зайцев А. К. Черниговское княжество. - В кн.: Древнерусские княжества X-XI вв. М., 1975.
33. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
34. История Византии. В 3-х тт. М., 1967.
35. История Дагестана. Т. I M., 1967.
36. Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. - В кн.: Вопросы географии США Л., 1976.
37. Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.
38. Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.
39. Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. - В кн.: Запад и Восток. М., 1966.
40. Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. - В кн.: Византийский временник.Т. 21 (1-2). СПб., 1914, с. 1-14.
41. Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I.
41а) Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820.
42. Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.
43. Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936.
44. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.
45. Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.
46. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949.
47. Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872.
48. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., 1966.
49. Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.
50. Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.
51. Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970.
52. Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы.М.-Л, 1962.
53. Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901.
54. Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. - "Вестник древней истории", 1940, N 3-4, с. 131-145.
55. Толстое С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943.
56. Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937.
57. Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.
58. Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958.
59. ХволъсонД.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869.
60. Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961.
61. Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971.
62. Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
63. Шахматов А А "Повесть временных лет" и ее источники. - Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940.
64. Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. - В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970.
65. Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980.
66. GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960.
67. Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924.
68. Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe - The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.
69. Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. - "Ephemerides Teological Loganienses", T. 33, Bruges, 1957.
70. Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon - Sommer. Paris, 1971.
Примечания
[+1] Моисей Хорейский в "Истории Армении" упоминает, что между 193 и 213 гг. "толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)... перешли Куру и рассыпались на сю сторону ее" [цит. по: 3, с.115]. М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время - анахронизм [там же, с. 131], однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. [см.: 15, 16].
[+2] Термин "тюрк" имеет три значения. Для VI-VIII вв. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX-XII вв. тюрк - общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов "тюрк" - группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.
[+3] Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685-686 ГС и отделился от халифата в X в вместе с Ширваном
[+4] У Захария названы "красные" [см. 31, т I, с 138].
[+5] Когда в 627 г. тюркюты и хазары совместно с византийцами осаждали Тбилиси, грузины вынесли на стену города тыкву и нарисовали на ней лицо джабгу-кагана: вместо бровей - тонкие черточки, подбородок голый, редкие волосы на усах, ноздри - шириной в локоть, и кричали: "Вот царь ваш!".
[+6] Хуннами принято называть тюркоязычный этнос Центральной Азии, а гуннами - смесь группы хуннов, пришедших во II в на берег Волги и Урала, и местных угров [14] (как название "хазары" унаследовали потомки хазар и тюркютов).
[+7] Библия как исторический источник подвергалась критике, установившей, что даже Пятикнижие обращено к двум разным божествам Элоим - "Единственные" (мн. ч. от "Элои") - и Яхве - проявлявшемуся в огненных смерчах [51, с. 172]. Значит, и этнос был вначале сложносоставным. Евреи, став монолитным этносом, представляли собой антропологическое разнообразие. Выходцы из Ура халдейского - шумерийский тип: низкорослые, коренастые, с рыжеватыми волосами и тонкими губами. Негроидную примесь дало пребывание в Египте. Семиты - высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом - это результат смешения с древними арабами халдеями. Большинство же евреев - арменоидный тип, преобладавший в Ханаане, Сирии и Малой Азии, именно тот, который ныне считают еврейским Это расовое разнообразие указывает лишь на сложность процесса еврейского этногенеза, но не имеет отношения к этнической диагностике, ибо этнос и раса - понятия разных систем отсчета.
[+8] Македония входила в Персидскую державу в 490-465 гг. до н. э., и в этот краткий период ее уроженцы служили царю Артаксерксу.
[+9] На этом фоне было создано обновленное иудейское вероучение. В I в были составлены два варианта Талмуда: иерусалимский и вавилонский, а во II-III вв возникла Каббала, т с "полученное по преданию учение" Согласно Каббале, Бог, "наскучив одиночеством", решил создать себе равных Мир и люди - его эманация; назначение их - совершенствование до уровня Божества, причем идет перевоплощение душ Бог им не помогает, ибо "помощь" - это позорный хлеб, подачка Они сами должны достичь совершенства [см.: 43, примеч. 3, с. 535-536].
[+10] "Их внутреннее - да проклянет их Господь - противоположно внешнему, слова противоположны делам" [46, с.188. Примеч. 339].
[+11] Описание быта этой ветви евреев см. 11, с 17 Кембриджский аноним считает их евреями колена Симонова, позабывшими веру предков, [см.. 38, с. 25].
[+12] Ши'ат Алий - партия Алия, или "пристрастные".
[+13] Авторство текста приписано известному хронисту и врачу Иосифу б Иегошуа Га-Когену, жившему в XVI в, но имевшему в своем распоряжении более ранние рукописи.
[+14] И. Берлин полагает, что именно это событие заставило евреев покинуть Хазарию и перебраться на Запад [см.: 5, с. 79].
[+15] Основания для датировки, которые привел М. И. Артамонов, противоречивы. В описании набега хазар на Закавказье под предводительством Булана упомянуты путь в Д-р алам, "под которым видят Дарьял", и город Ардвил, т. е. Ардебиль [3, с. 269]. М. И. Артамонов сопоставил этот набег с вторжением хазар в Азербайджан в 731 г, когда хазары, после некоторых успехов, были разбиты арабами. Это не соответствует рассказу об удаче Булана. Затем арабы захватили у хазар "знамя в виде медного изображения" [там же, с. 215], чего не могло быть у иудеев. Наконец, предводителем хазар был сын кагана - Барджиль, а отнюдь не иудей, как и мать его - ханша Парсбит ("тигриная морда" - [см.: 30]). Видимо, следует предпочесть более раннюю дату - 718 г., что не противоречит известным и установленным фактам. Равно и путь Булана истолкован неточно Дар алам - буквально "врата мира" (перс-араб.) - это не Дарьял, а Дербент - буквально "запертая дверь" (перс.). В 718 г. эта крепость была освобождена хазарами от арабов.
[+16] Об этом указе упоминают хронографы Феофан (ed. Bonnae, I, 617) и Кедрен (ed. Bonnae, I, 793); [см.: 5, с. 76].
[+17] Бабек, вождь хуррамитов, завязал союз с императором Феофилом около 830 г [см 45, с 199] Но попытка объединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела.
[+18] Предположение М И Артамонова о принадлежности Обадии к хазарской знати иудейского исповедания находится в противоречии со всеми фактами, приведенными самим же М. И. Артамоновым [см 3, с 280 и след].
[+19] Критический разбор версий "обращения" хазар см.. 3, с 268-273.
[+20] Философская интерпретация термина восходит к Филону Александрийскому В Талмуде Шехина отождествляется с божеством Одетая в темные одежды, она бродит по земле, оплакивая Иерусалимский храм и горе своих детей, рассеянных среди народов Иосиф имел в виду, скорее, мифологическое, нежели философское значение слова "Шехина".
[+21] Цит. по: 3, с 324, так как здесь приведен сравнительный анализ смысловых оттенков трех параллельных переводов.
[+22] Харадж - государственный налог.
[+23] Место этого города не установлено [см.: 31, с. 161].
[+24] Ваза из Сентмиклошского клада Музей истории искусств. Вена
[+25] "Верховный глава их исповедует веру еврейскую, той же веры равным образом как Иша (царь), так и военачальники и вельможи, которые состоят при нем, прочие же хазары исповедуют религию, сходную с религиею турок (мадьяр. - Л.Г.)" [59, с 17].
[+26] Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками, только немногие исповедовали иудаизм [см 3, с 280] Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане - иудеями [см там же], но, по-видимому, он имеет в виду только население столицы.
[+27] Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу плененных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов-расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными, дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами. В идеологическую основу антисистем могла быть положена и другая концепция.
[+28] Каган (тюрк) - суверенный государь. Буквально: "великий" на сиу-дакотском языке (wakan) [см 36, с 16, 28, с 123-125]
[+29] Людовик имел в виду остатки этноса подлинных аваров (обров), уцелевшие после поражения, нанесенного им франками в 795 г. Эти авары продолжали жить в Паннонии под властью собственного кагана еще в середине IX в. [9, т. V, с. 432].
[+30] "...поляне, яже ныне зовомоя Русь" [42, т. I, с. 21]. Автор поясняет, что Русь - новое историческое явление, сменившее распавшийся племенной союз полян [8, с. 163-64].