Автор N. «Ст. Червленная (Терской области). Милые дерутся».
Источник: Старообрядческий журнал «Церковь» 1909 № 24 с. 777
Лет 15 тому назад владикавказский епархиальный миссионер И. Матвеев* (он же и священник Червлёнской единоверческой церкви), после многих бесплодных приемов по части совращения старообрядцев, задумал сделать новую по своей специальности «операцию»: дать местным беглопоповцам, под видом беглого попа, единоверческого священника. Долго Матвеев искал подходящего для этого «экземпляра». Наконец, он нашелся в лице некоего о. Назария Пузина**. Этот «мудрый муж» так обделал «дельце», что ему, пожалуй, позавидовал бы и сам Игнатий Лойола. Прибыв в Червлённую, он, ничтоже сумнящеся, публично в храме отрекся от «православия» как ереси, прочитав сам себе третий чин, строго настрого запретил общаться с «австрийскими» и другими, не поминал на ектиниях епископа и прочее. Словом, стал играть комедию заправского беглого попа. Даже и широкие рукава своей рясы переделал на узкие. А сам в это время донес секретно, куда нужно, что он «присоединил к православию 2 тыс. душ раскольников».
За такой «подвиг» Пузин рассчитывал на особенное к себе внимание, между тем, им пользовался Матвеев, как дельный миссионер. Это о. Назарию не давало покоя, и он снова, пустив в ход весь свой талант, в конце-концов выжил с места и самого о. Матвеева.
Другой, назначенный вместо И. Матвеева в Червлённую священник о. Н. Милованов*** (тоже миссионер и притом прусской выделки) уже не представлял, казалось для Пузина такого опасного конкурента как Матвеев, поэтому он зажил с ним, что называется душа в душу. Нужно заметить, что Пузин к этому времени постепенно, как гусеница-шелкопрядка, превратился снова в единоверческого попа и стал уже открыто выступать на беседах как миссионер. Обманутые им прихожане, в подавляющем большинстве прозрев, бежали от него. И вот, бывало, соберут Пузин с Миловановым, чрез полицию, старообрядцев на площадь, и о. Назарий начнет их угощать «комплиментами»: «вы хуже бесов»!.. «вы дьаволу работаете»!.., «у вас нет Пасхи»!.. и т. п. Запуганные старообрядцы, боясь попасть в беду, терпеливо выслушивают «проповедника». Уставши от «красноречия», Пузин садится, а на смену ему выступает Милованов. «Что же вы, раскольники, не отвечаете о. Назарию»? - спрашивает он, рахаживая по кругу. «Да нечего отвечать на мои доводы», вторит своему другу Пузин, окидывая победоносным взором толпу и самодовольно ухмыляясь. Набеседуясь таким образом, Пузин с Миловановым идут праздновать «победу». Или услышит, что старообрядцы ударят в колокол в своем храме или иное «подобное» преступление совершат, как тотчас же пойдет у них беготня и совместное сочинительство доноса. Одним словом, Пузин и Милованов друг без друга никуда. Скоро, однако, и этой тесной дружбе настал конец.
Указ 17 апреля 1905 года и последующие узаконения о старообрядцах отняли у Пузина и Милованова возможность продолжать свою совместную «плодотворную» деятельность: доносить стало не на кого, а без этого миссионеры, как известно, все равно, что рыба без воды, жить не могут. И вот между милыми дотоле друзьями пошла междоусобица. Стоило только Милованову сделать какую-нибудь неосторожность, хотя бы вроде того, что похвалить что-нибудь старообрядческое, как Пузин уже шлет на него обвинение в «раскольничестве».
Прошлой осенью умер у нас один старообрядец некто Е.Я. Пономарёв. Проводить его, как своего знакомого, пошел вместе с другими и Милованов. За погребением все провожающие стояли, по обыкновению, со свечами. Взял ее себе и о. Николай, а Пузину этого и надо: тотчас же полетел донос к архиерею, в результате коего началось следствие, допросы, переспросы и т.п. - словом, пошла писать губерния. Маленькая старообрядческая свечечка, случайно очутившаяся в руках единоверческого священника, сделала целый пожар, гозящий спалить злополучного о. Николая. Впрочем и сам Милованов не остался в долгу у Пузина. В свою очередь, и он счел нужным показать архиерею, что за птица этот Назар: «Священник о. Назарий Пузин, - пишет Милованов владикавказскому епископу, - служащий в станице Червлённой, соими доносами подвел меня под следствие и суд, чего трудно было ожидать от своего собрата. Вашему преосвященству неизвестно, какова нравственная личность о. Пузина и насколько он достоин вероятия. Позвольте, владыка святый, мне в защиту себя, коснуться его биографии: крестьянин Назар Семенов Пузин, старообрядец, торговал кожевенным товаром в С.-Петербурге. Неожиданно удаляется на восток, не то скрываясь от долгов, не то ища спасения (трудно думать), Бог весть. Принимает на востоке православие, при участии одного из видных петербуржцев, близких синоду, чрез это становится известным г. обер-прокурору К.П. Победоносцеву. Присоединяет жену свою к православию, а г. товарища обер-прокурора В.К. Саблера просит быть восприемным отцом. Кредиторы его видели в этом укрывательство под покровительство сильных мира сего. Становится известным о. Павлу Прусскому и приходит в единоверческие священники к одному из гуслицких приходов. Выходит из виду у кредиторов, и те за безнадежностью получить долги, уничтожают долговые обязательства.
Червлёнскому священнику-миссионеру И. Матвееву удалось темным образом устроить из беглопоповцев червлёнских особый приход. Нужен хитрый, жадный и лицемерный священник, чтобы жадностью побуждался хитрить и лицемерить пред своими прихожанами. Матвеев едет в Россию и увозит своего односельчанина о. Пузина с собою, которому, кстати сказать, весьма неудобно было быть среди раскольников, знавших его.
Недолго соседи-священники, оо. М. и П. жили мирно. О. Матвеева посещает Бог — умирает жена… Кажется, бездетному о. Пузину весьма возможно было бы поддержать упавший дух о. Матвеева: они соседи по службе и по родной деревне, но нет, о. Назарий своими преследованиями заставляет о. Матвеева выпить лишнюю рюмку, а сам подсматривает за ним и доносит епархиальному начальству. О. Пузину нужна была особая честь и первенство, отсюда и идут на о. Матвеева доносы…
О. Матвеев выходит из терпения и объявляет, что о. Назарий, будучи торговцем, не заплатил долгов на 15 000 рублей. В станице пошла молва. Старообрядческий священник Григорий Рогожин, сын офицера, где-то в разговоре заочно назвал о. Пузина неплательщиком. О. Пузин для поддержания своего авторитета подаёт в суд и настаивает осудить Рогожина в засидку на 1 мес. тюрьмы, хотя сознаёт в душе, что он, Пузин, в бытность его торговцем Н.С. не заплатил. Друзья Рогожина стали хлопотать, чтобы найти доказательства пузинской неплатёжности, находят одного кредитора, шлют сюда письмо, но оно опаздывает и Гр. Рогожин отсиживает месяц в тюрьме по милости о. Пузина, а сей муж служит святую литургию.
О. Н. Пузин и теперь любитель наживы. Руками свой жены он торгует чихирём (местное вино). жена его сама ходит и продает чихирь на кварты, коими в течение года размеряет не одну сотню вёдер. Но он в этом не видит для своего дома ничего предосудительного, хотя это тоже кормчество. Вот по милости такой-то личности я предан следствию и суду»…
Чем кончится драка милых друзей пока неизвестно. Быть может, она окажется только потехой, а то, пожалуй, чего доброго, Пузин и на этот раз радостно воскликнет: «хоть и рыло в пуху, но моя взяла»!
----
Примечания.
*) Матвеев Иаков, свящ. Николаевской Единоверческой ц. в ст. Червленной назначен благочинным единоверческих церквей 18 мая 1895, перемещен к Богоявленской ц. ст. Ессентукской с оставлением в должности благочинного единоверческих церквей 19 июня 1900, награжден камилавкой от Св. Синода в мае 1903, отчислен от должности настоятеля станичной Ессентукской Богоявленской ц. за переходом в Кишиневскую епархию 21 окт. 1904, свящ. Кишиневской епархии согласно прошению предоставлено место свящ. при Ессентукской единоверческой ц. 5 марта 1911.
**) Пузин Назарий, священник, в ст. Червлённой с 1894 г., освящал бывшую старообрядческую беглопоповского толка часовню в церковь в ст. Червленной 5 февр. 1895, награжден епископом Владимиром скуфьей 23 янв. 1901, награжден Св. Синодом камилавкой 6 мая 1910, освобожден от должности окружного миссионера 16 окт. 1912.
***) Милованов Николай, и.д. псал. Московской епархии определен свящ. к Богоявленской единоверческой ц. ст. Ессентукской 10 янв. 1896, рукоположен в сан диак. 14 янв. 1896, рукоположен в сан свящ. 17 янв. 1896, награжден набедренником епископом Владимиром 25 янв. 1899, перемещен к Николаевской Единоверческой ц. ст. Червленной 19 июня 1900, назначен благочинным единоверческих церквей с условием ничего не брать с этих церквей в возмещение своих дорожных расходов, так как он получает сверх жалования дорожных 300 р., ему же преподано благословение Его Преосвященством возлагать на себя бархатную фиолетовую скуфью 25 февр. 1906, освобожден от обязанностей благочинного единоверческих церквей 16 июня 1909, награжден камилавкой ко дню Святой Пасхи 1916.