Сохранить традиции – значит сохранить казачество
Встреча с казачьим атаманом США и Канады С. Цапенко
В дореволюционной России казаки занимали важное место. Казачьи части, наиболее боеспособные в царской армии, подчинялись непосредственно императору, а цесаревич был для них верховным атаманом. Присягая и служа своей вере, царю и Отечеству, они всегда оставались самыми верными, неподкупными и преданными воинами, готовыми в любой момент выступить на защиту своего Отечества. Они оказались грозными и последовательными противниками большевизма. И судьба их, как и многих других социальных, этнических групп и народов, сложилась трагически. В годы Гражданской и Второй мировой войны они были разметены по 129 странам мира. Оказались они в Америке и Канаде. Но и здесь, в изгнании, они сумели сохранить свои традиции, обычаи. После краха СССР казаки восстановили исторические связи с российским казачеством и стали неотъемлемой частью Великого братства казачьих войск (ВБКВ). Сегодня они оказывают помощь своей исторической родине. Каждый понимает, что противостояние и борьба должны сегодня уступить место единению, как решающему условию возрождения России. Лидеры ВБКВ четко и недвусмысленно заявляют: «Нет красного и белого казачества – один Божий народ, единству которого мешают пока неудовлетворенные амбиции некоторых атаманов»...
Вилен Люлечник: Сергей Владимирович, 2 года тому назад произошла смена казачьего руководства в Америке. Атаманом казаков Америки и Канады стали вы, с присвоением вам звания генерал-майора. В связи с этим возникает вопрос: почему сменилось руководство? И что представляет из себя казачество Америки?
Сергей Цапенко: Смена атамана произошла в связи с изменениями структуры руководства. Назначен я приказом Верховного атамана Великого братства казачьих войск России и зарубежья. Но для назначения нужен не только приказ. Верховный атаман учитывает рекомендации Казачьего круга. Там заседают люди, знающие, кого им рекомендовать на столь ответственную должность. Казаков в Северной Америке довольно много. В основном это представители всех волн эмиграции, особенно первой и второй – послевоенной. По приписным книгам числится около 25 тысяч лиц мужского пола. Всего же, предположительно, более 40 тысяч. Но этот учет не совсем точен. Дело в том, что многие казаки, проживающие здесь с послереволюционных времен, не принимают участия в деятельности казачьих организаций и даже язык-то русский позабыли. Вот мы и пытаемся возвратиться к своим корням. Проживают казаки в самых разных местах. В станицах. Причем они являются представителями различных казачьих войск – Кубанских, Донских, Терских и других казачеств. Мы являемся неотъемлемой частью Великого братства казачьих войск. Верховным атаманом этого братства является генерал-полковник Виктор Васильевич Коваленко, потомственный кубанский казак. Он же, как Верховный атаман, является председателем Совета по казачеству в РФ, а также референтом министра обороны по этим же вопросам. В России насчитывается более десяти казачьих войск и отрядов. Они приобрели фактически статус войск российской армии. Но кроме этого, в Великое братство казачьих войск входят казачьи организации 129 стран, в которых волею судьбы находятся наши казаки. Представители различных казачьих войск имеют своих атаманов. Но все мы подчиняемся Верховному атаману Великого братства казачьих войск России и зарубежья генерал-полковнику Коваленко Виктору Васильевичу, который сделал очень многое для возрождения казачества и его традиций. Кстати, приказы Верховного часто публикуются и в периодической печати русского зарубежья. Но это к слову. Следует отметить и тот факт, что генерал-полковник В. В. Коваленко и его штаб проводят большую работу по укреплению связей с международной общественностью. К примеру, Великое братство казачьих войск официально выразило благодарность послу США в РФ г-ну Александру Вершбоу за большую работу «на пути сближения США и России, взаимопонимания наших народов, во имя мира, стабильности и сближения казачества США и России» и наградило посла наградой «За службу России». Верховный атаман обратился к президенту США с выражением готовности оказать помощь в борьбе с терроризмом. Так что работу проводим мы большую.
В. Л.: Сергей Владимирович! Хочу задать один «деликатный» вопрос. Взаимоотношения между евреями и казаками, мягко говоря, были в дореволюционной России далеко не безоблачными. Да и в годы гражданской и Второй мировой войны тоже. Какова ситуация сейчас?
С. Ц.: Всякое бывало во взаимоотношениях двух народов. И этого не нужно скрывать. Исторический опыт показал, что есть все возможности эти отношения наладить. Я скажу вам так: всякий антисемитизм и все, что с ним связано, мы отвергаем с порога. Это твердая и последовательная линия нашего Верховного и всего казачества. Мы ведь помним тот факт, что в казачьих войсках Красной армии в годы войны служило много евреев. Некоторые из них и сегодня проживают в США. Это говорит о том, что нельзя приписывать казачеству некий демонический антисемитизм. Тем более, что сегодня перед нами совместные задачи – борьба с терроризмом. И на страже границ, отделяющих страны, где господствует фундаменталистская мусульманская идеология, стоят зачастую казаки. Так что для вражды между нами никакой почвы нет. И вообще, нас не интересует национальность человека. У нас есть понятия «хороший» и «плохой» казак. Из этого и исходим. А так следует отметить, что казачество многонационально. К примеру, по имеющимся у меня данным несколько тысяч армян входят в казачье сословие. Армянину Гамлету Багдасаряну присвоен чин генерал-майора казачьих войск, и он же был назначен заместителем Верховного атамана Объединенных казачьих войск России и зарубежья. Вахтангу Хуцериани присвоен чин полковника, и он назначен атаманом Центрального отдела казачьих войск Сочи. Этот список можно продолжить перечислением представителей других национальностей. Но вряд ли это имеет смысл. Ясно одно: казаки сегодня с равным уважением относятся к представителям всех национальностей. Литературы об этом сейчас достаточно.
В. Л.: Мне известно, что казачьи организации сделали очень многое для сохранения истории своего народа. В прошлом году в Питтсбурге, штат Пенсильвания, прошел конкурс-выставка экспонатов более полутора тысяч Военно-исторических музеев со всего мира. Военно-политическая общественная организация «Великое братство казачьих войск России и зарубежья» представила огромное количество экспонатов, причем, уникальнейших, далекого прошлого казачества, первой волны эмиграции и последующих великих переселений. Вы заняли престижное место. Это во многом произошло благодаря вашим усилиям. Так вот, хотелось бы знать, что делает ваша организация для сохранения исторической памяти народа.
С. Ц.: В Америке имеется целый ряд интереснейших музеев, в которых хранятся экспонаты, документы, спасенные и вывезенные казаками первой и второй волны эмиграции. В Нью-Джерси, в Калифорнии и в других районах можно ознакомиться с весьма интересными данными. Даже в названиях станиц в какой-то мере чувствуется дыхание истории, к примеру, станица «Нью-Кубань» и т. п. Для любителей истории интересным будет посещение Свято-Владимирского кладбища с церковью Божией Матери. На кладбище имеется казачий участок с памятником «Казаки – казакам» и памятник жертвам Лиенца в Австрии, где в 1945 году английское командование предательски выдало тысячи казаков на расправу Сталину. Часть кладбища была отведена для буддистов-калмыков. На этом кладбище похоронен генерал А. И. Деникин, композитор А. Гречанинов, генералы и атаманы Донского и Кубанского войск, люди всех званий, включая скромного крестьянина, поручившего высечь возле своего имени на надгробном камне слово «Книгочей» – чтение книг было его радостью в жизни.
И, как вы отметили, мы приняли участие в весьма престижном конкурсе – выставке Военно-исторических музеев мира. Нами была представлена эксклюзивная коллекция оружия, снаряжения, реликвий и святынь, документы, мундиры и награды великих полководцев и маршалов – в общем, все то, что составляет гордость и славу российской истории и российского оружия. В развернутой казаками экспозиции были показаны и музейные предметы из сегодняшней истории казачества, которые ярко свидетельствуют о преемственности традиций нашего народа. Конечно же, атаман казаков Америки и Канады не мог остаться в стороне. Тем более, что все это в русле моих увлечений и даже профессиональной деятельности. Результатом мы очень довольны – Всемирное братство казаков заняло ВЫСШЕЕ МЕСТО, завоевав ГРАН-ПРИ. Меня это радует. Я ведь потомок запорожских казаков. И история казачества мне близка. Думаю, мы и впредь успешно продолжим работу по сохранению исторической памяти казачества, по его консолидации, преодолению сепаратистских тенденций в некоторых организациях.
В. Л.: И последний вопрос. Известно, что в России казачество стоит на страже государственных границ, стремится стать опорой нового строя в стране. Это объяснимо и понятно. А вот в Америке ситуация ведь совершенно иная. Не будут же казачьи формирования охранять границы США или вести борьбу с терроризмом изолированно от других организаций? Какие же задачи стоят перед вами здесь, в США?
С. Ц.: Прежде всего хочу отметить, что, оставаясь казаками, мы являемся патриотами той земли, на которой живем. И тут двух мнений быть не может. Казаки успешно служат в американской армии и высоко держат честь казачества. Принадлежность к казачьему сословию отнюдь не преграда для американского патриотизма. Мы граждане США – и этим все сказано. Но сохранить наше историческое прошлое – важнейшая задача.
Мы поддерживаем тесные контакты со всеми общинами, помогаем в силу наших возможностей. К примеру, многие выходцы с Кубани, с Дона и других казачьих районов выезжали проведать родные места, могилы родных и близких. Мы обращались к атаманам, и они оказывали помощь приезжим из Америки. Сохранение исторической памяти, традиций, культуры народа – это одно из основных направлений нашей деятельности, также как поддержка тесных связей с Великим братством казачьих войск, с которым мы совместно решаем эти задачи. Сейчас хотим открыть русскую школу, где наши дети смогут получить солидное образование, что позволит им впоследствии быть востребованными в Америке. Много, много у нас планов. Но на все нужно время и средства. Думаю, что с помощью всех казачьих организаций Америки мы эти проблемы решим.
В. Л.: Большое спасибо за столь подробное освещение проблемы. Думаю, что наши читатели захотят обратиться к вам с новыми вопросами.
Интервью взял Вилен Люлечник
http://www.russianmontreal.ca/meetingpl … 0/003.html
Во она как поет - и армяне и евреи - наипервейшие казаки (а в других местак кричит, что евреи никогда не были казаками) и казаки эт сословие (а в других местах кричит о национальности казак) и Коваленко-Романов отец родной (а в других местах отказыватьси от связей с таким же мошенником как он)
на фото хнязь-сыятельный Коваленко-Романов и храф Цапенко - одного поля ягоды
Заявление
Слышь, Коваленко,
Выпиши бумажку,
Чтобы сшили мне мундир
И украл я шашку,
Дали разные значки,
Ордена, медали,
Что вступил я в казаки,
В генералы записали.
Захотелось что-то мне
Посверкать лампасом,
Прокатиться на коне
Боевом саврасом.
Я в антиквары не хочу,
Лучше в атаманы!
Поспособствуй! Заплачу!
Только без обмана!
Сергей Цапенко